Частный бизнес диктатора
- Александр Трифонов, Каспаров.ру
- 15.01.2008, 16:43
В конце 2006 года Александр Лукашенко издал указ № 760, который запретил с 1 января 2008 года индивидуальным предпринимателям использовать труд наемных работников кроме ближайших родственников (до трех человек).
Иезуитский документ, фактически уничтожающий мелкий и средний бизнес Беларуси, был официально издан в целях "безболезненной адаптации" ИП к новым правилам регулирования этого сектора экономики. Но случилось непредвиденное в высоких минских кабинетах — загнанный в угол бизнес массово вышел на улицу.
Не стоит думать, что взаимоотношения государства и индивидуальных предпринимателей в Беларуси складывались хоть сколько-нибудь нормально до момента издания пресловутого указа № 760. Основными претензиями к власти уже более десяти лет остаются бесправное положение бизнесменов, отсутствие элементарных социальных гарантий в виде пособия по безработице или права встать на биржу труда. При этом у белорусов отнюдь не искоренена коррупция в контролирующих и проверяющих органах, как почему-то принято думать в России в отношении "последнего диктатора Европы".
Логика расправы с индивидуальными предпринимателями понятна. Мелкий бизнес остается до конца неподконтрольным, и теоретически из его средств можно финансировать оппозиционную деятельность. Опять же, в теории лучше постепенно перевести ИП в форму микропредприятий, на чем, кстати, настаивает и Белорусский союз предпринимателей — одна из влиятельных общественных организаций, участвующая в конфликте на стороне бизнесменов. Так, бухгалтерия мелкой фирмы станет более прозрачной, налоги станут собираться в большем объеме. Но это в теории, а на практике все эксперты склоняются к мнению, что перерегистрацию всех ИП в форму предприятий с получением соответствующих лицензий за отведенный по указу год провести не удастся. Бюрократическая машина республики не переварит 190 тысяч ИП, обратившихся за перерегистрацией. И даже если их число сократится вдвое или втрое, все равно не справится. Не говоря уже о социально-экономических последствиях указа. Скачок безработицы, падение производства, снижения налоговых поступлений — только видимая верхушка айсберга.
Но несмотря на десятилетие чудовищного авторитарного правления Лукашенко, общественные организации малого и среднего бизнеса в республике выжили и сумели оказать организованное сопротивление. Хотя, судя по комментариям участников акций протеста на Интернет-форумах белорусской оппозиции, большинство вышло на улицу от безысходности и отчаяния. Именно поэтому протест принял такую беспрецедентно затяжную для Беларуси форму. Напомним, с 1 января по всей стране объявлена бессрочная забастовка, практически каждую неделю в крупных городах проходят митинги предпринимателей с требованиями отменить указ, а десятки представителей бизнеса и солидарной с ним оппозиции уже арестованы. Массовые аресты являются показателем серьезности происходящего.
События в Беларуси подтверждают аксиому существования антидемократических режимов по всему миру — в условиях несвободы нормальное развитие предпринимательства невозможно. Точно так же дела обстоят и в России, где средний, а особенно, малый бизнес задавлен всемогущим государством в лице чиновника-мздоимца, часть активов крупных независимых от государства компаний досталась неэффективным госкорпорациям — вспомним дело "ЮКОСа", а остальные тяжеловесы предпочли стать суперлояльными режиму в надежде, что им что-то оставят. Только ведь не оставят, у диктатора частный бизнес может быть только своим. Беларусь с 1 января реализует данный сценарий с поразительной прямотой. Теперь бизнес по-белоруски — это бизнес Александра Григорьевича Лукашенко и никого другого.
Все у нас так же, с той лишь только разницей, что точка невозврата — когда терять человеку уже нечего — в Беларуси, похоже, пройдена. Бизнесмены всегда были одной из самых мобильных частей общества. Они быстро осознают степень сложности ситуации и от экономических лозунгов переходят к политическим. Сегодня бизнес восстал в соседней стране, но и в России власть давно потеряла чувство меры в части "регулирования" экономических свобод.
Перед белорусскими частниками стоит очень тяжелый выбор между самоуничтожением и неравной борьбой, где победу им не гарантирует никто. А российским предпринимателям уже в который раз стоило бы задуматься, по ком же там звонит колокол.