Жестокая глупость и глупая жестокость
- Павел Шеремет, «Белорусский партизан»
- 21.01.2008, 11:46
Это действительно самый жестокий и немотивированный приговор, вынесенный белорусским судом за последнее время.
Несправедливых и жестоких судебных решений мы видели много и до дела журналиста Сдвижкова. Лишиться свободы, нажитого имущества, выстраданного и налаженного бизнеса, наконец, жизни в стране колхозного социализма может любой человек и в любой момент. Политические репрессии вообще стали в Беларуси делом привычным, борьба с инакомыслием - общим местом. Беларусь входит в тройку стран с самым большим количеством заключенных на душу населения. Однако в деле выпускающего редактора газеты «Згода» Александра Сдвижкова все говорит о беззаконии и беспределе. Жестокость белорусских властей становится безграничной, а глупость - агрессивной.
Карикатуры, за которые Сдвижкову дали 3 (!) года колонии усиленного (даже не общего) режима, публиковались в 22 странах. Автора карикатур охраняет датская служба безопасности от разгневанных исламистов. Карикатуры печатали даже мусульманские газеты в самых что ни на есть исламских государствах. В этих странах журналистов за публикацию карикатур власти наказывали, но нигде, кроме Беларуси, журналистов не бросали в тюрьмы.
Дело Сдвижкова настолько абсурдное, насколько и показательно. Карикатуры напечатала оппозиционная газета «Згода» два года назад. Газета даже не попала читателям, потому что была изъята прямо в типографии. Письмо разгневанных белорусских мусульман, на основании которого КГБ возбудило проверку и уголовное дело, как оказалось, было инспирировано самими властями.
Председатель Духовного управления мусульман Республики Беларусь Исмаил Воронович в интервью журналистам признался, что газеты не видел, что чиновники показали ему два года назад только ксерокопию и тут же попросили написать письмо протеста. Господин Воронович также подтвердил, что никто из белорусских мусульман газеты с карикатурами не видел. Он сожалеет, что из-за него так пострадал человек, что гнев его письма вытекал из тона его беседы с чиновниками, а сам он претензий к Сдвижкову не имеет, и даже просил суд о снисхождении. Поистине нет предела человеческому падению.
Уголовное дело возбудили два года назад. Тогда по всему миру шли акции протеста против публикации карикатур на пророка Мухаммеда. Все были охвачены этим психозом. Постепенно протесты прекратились, поскольку было очевидно, что карикатурный скандал использовали одни экстремисты в борьбе против других радикалов. Пошумели и успокоились. Казалось, что и в Беларуси это «надутое» дело закроют: оппозиционную газету «Згода» по решению Верховного суда ликвидировали, Александр Сдвижков мотался между Минском и Киевом, стараясь не попадаться на глаза милиции. И вот на тебе: арест в ноябре на могиле отца, скорый суд и жестокий приговор. Что это? Желание припугнуть остальных журналистов? Так ведь уже запугали дальше некуда. Проявление агрессивной провинциальности? Мол, мы не лыком шиты, у нас все как у людей: и карикатурный скандал не хуже датского, и строгий спрос со смутьянов как в Йемене.
Однако наиболее правдоподобная версия связана, на мой взгляд, с давно отработанной тактикой поведения президента Лукашенко и его окружения, основанной на стремлении всегда угадать желание клиента и ему понравиться. В данном случае жестокий приговор, по замыслу авторов, должен продемонстрировать мусульманским странам большое к ним уважение со стороны Лукашенко. Исламский вектор теперь в Беларуси один из основных, вот и стараются выпрыгнуть из штанов в поисках арабской щедрой любви. Но поскольку среди исполнителей все больше попадаются идиоты, то вместо изящных ходов и подарков получаются «коровьи лепешки».
Бывший генеральный директор пивоваренной компании «Балтика» господин Болоев рассказывал о своей первой встречи с президентом Лукашенко. Болоев ему говорит про пиво, а тот - про еврейский заговор. Болоев - про пивной завод в Минске, а президент - про засилье олигархов-евреев в России все толкует. Болоев уже нервничать начал, думал, запись идет скрытой камерой, провокация какая-то намечается. Но понял осетинский бизнесмен, что Лукашенко ему понравиться хотел. Болоев же с Северного Кавказа, там, Лукашенко думал, одни мусульмане живут, которые евреев не любят. Но Болоев оказался осетином, а президенту никто не сказал что Северная Осетия - православная республика. Дружбы не получилось.
Так и теперь решили бросить в топку белорусско-арабских отношений судьбу маленького человека. Кроме возмущения, презрения и недоумения, я уверен, это ни у кого ничего не вызовет.
И еще. У диктатуры в Беларуси одно имя, но множество лиц. Одно лицо обязательно надо запомнить - это судья Руслан Анискевич, вынесший беспрецедентный приговор. Необходимо запомнить имя этого человека, чтобы лет через 5 или 10, пусть даже 20 он сам ответил перед судом или общественным трибуналом за свои действия и не смог спрятаться за коллективной безответственностью времен диктатуры.