Пресс-секретарь Хавьера Соланы: «Мы ждем от властей Беларуси скорого улучшения ситуации с правами человека, свободой СМИ и негосударственных организаций»
- 15.10.2008, 11:35
Ответственная за связи с прессой, представительница офиса верховного представителя Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьера Соланы Кристин Галах рассказала, что Евросоюз ожидает от властей Беларуси в ответ на отмену визовых санкций против белорусских чиновников.
Интервью у Кристина Галлах взяло «Еврорадио».
-- Почему Евросоюз пошёл на отмену санкций после наших выборов, которые были признаны недемократичными?
-- Решение, которое мы приняли, не в том, чтобы убрать все санкции. Мы решили приостановить их часть. И это, в основном, компромисс, потому что выборы не были настолько демократичными и свободными, как нам бы хотелось, однако эта предвыборная кампания была шагом, который мы считаем позитивным, очень важным и который необходимо взять во внимание, как и освобождение всех политзаключённых.
-- Что Евросоюз ожидает от Беларуси в ответ на приостановление санкций?
-- Мы ждём от Беларуси скорого улучшения ситуации с правами человека, свободой СМИ, мы также ждём процесса демократизации, ждём свободы деятельности для негосударственных организаций. Как видно, мы ожидаем достаточно много. Движения в некоторых направлениях из указанных делаются белорусским руководством, но не во всех. В соответствии с этим и мы занимаем среднюю позицию: мы можем приостановить некоторые санкции, но не все.
-- Некоторые эксперты говорят, что в свете мирового политического кризиса Европа готова закрыть глаза на ситуацию с демократией и правами человека. Будет ли Европа дальше продолжать давить на Беларусь, чтобы принудить к выполнению 12 условий Евросоюза?
-- Нет сомнений, что мы будем продолжать давление, потому что санкции приостановлены только на 6 месяцев. После 6 месяцев мы увидим, как развивается процесс. И если не будет прогресса, конечно, санкции будут возобновлены. Очень важно брать во внимание, что это приостановка санкций на 6 месяцев. На протяжении этих шести месяцев мы даём возможность улучшить выполнение 12 условий, о которых вы сказали.
-- А был ли Лукашенко уже приглашён на какие-то официальные встречи?
-- Нет, Лукашенко не пригласили ни на какие официальные встречи. Господин Салана и некоторые другие европейские лидеры встречались только с господином Мартыновым в Люксембурге.
-- Будет ли Евросоюз продолжать поддерживать белорусскую оппозицию?
-- Без сомнений. Это одна из тех вещей, которые мы делали и которые будем продолжать делать. Мы считаем, что это восстановление диалога на официальном уровне имеет много общего с тем, о чём нам говорила оппозиция. Они заинтересованы в том, чтобы мы сохраняли давление на правительство в то же самое время, когда мы открываемся для отношений, в которых мы убеждаемся, что есть прогресс согласно с той линией, которую хотят и они, которую мы считаем правильной. Таким образом контакты с вашей оппозицией сохранятся на тех же уровнях и в том же количестве, в котором они были в последнее время.
-- Если Лукашенко пойдёт на создание единой системы ПВО с Россией и будет развивать с ней военное сотрудничество, повредит ли это отношениям Беларуси с Европой?
-- Отношения между Евросоюзом и Беларусью не будут исключать другие отношения. Мы не ждём и не требуем, чтобы страны, у которых хорошие отношения с Евросоюзом, не имели таких же отношений с другими. Мы считаем, что у Беларуси много соседей: это и страны-члены Евросоюза, это и Россия, это и Украина. Что имеет значение – это то, что мы все, все страны, можем развивать добрососедские отношения. Это не игра, в которой хорошие отношения с одними автоматически исключают хорошие отношения с другими.
-- Значит ли отмена санкций относительно высокопоставленных чиновников, что и рядовые белорусы могут ожидать визовых послаблений?
-- Мы знаем, что вопрос виз очень важен, особенно для страны, имеющей с Евросоюзом общую границу, из-за желания людей пересекать эту границу. Мы прекрасно осознаём, что Евросоюз должен попытаться упростить визовую ситуацию для граждан стран, с которыми у нас очень близкие отношения. Таким образом, если мы будем двигаться вперёд и развивать более тесные отношения с Беларусью, особенно в случае, если будет прогресс в тех сферах, о которых мы говорили, мы тоже сможем продвинуться и в вопросе виз. Мы понимаем, насколько последнее важно, чтобы дать возможность гражданам, студентам, художникам и артистам путешествовать в Европейский Союз.