BE RU EN

ИП лучше ориентироваться на худший вариант

  • Сергей Балыкин, «Белорусы и рынок»
  • 11.12.2008, 11:46

Большинство предпринимателей совершенно не готовы работать без льгот, отменяемых 1 января 2009 года.

Впрочем, государственным органам тоже придется в пожарном порядке решать множество ими же созданных проблем.

Не как в цивилизованных странах

О том, что с 1 января 2009 года индивидуальные предприниматели потеряют, пожалуй, самые важные для них льготы по таможенному оформлению товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых в Беларусь с территории России, а также по уплате НДС, стало известно с момента опубликования Указа от 18 июня 2005 г. № 285. По сути, чиновники сделали в этом случае то, о чем обычно напрочь забывают: заранее предупредили деловых людей о правовых новациях и дали им достаточно времени на адаптацию к работе в изменившихся условиях. Не менее важно, что и сами чиновники получили возможность качественно подготовиться к грядущим переменам.

А затем произошло странное. Время неумолимо шло, но никакая подготовительная работа ни той ни другой стороной не велась. Медлительность ИП еще можно как-то понять: они до сих пор надеются, что государство в очередной раз пойдет им на уступки и отложит вступление в действие "убийственных" норм.

Чтобы стимулировать власти поступить именно таким образом, предпринимательские объединения проводили собрания, принимали обращения, развернули пропагандистскую кампанию в СМИ. На такие "гудки" уходил весь "пар", поставить же перед чиновниками конкретные юридические вопросы (какие именно - скажем далее) и с помощью законных механизмов добиться на них внятных ответов лидерам предпринимателей было все как-то недосуг.

Но с предпринимателей что возьмешь? Они, как многократно заявляли государственные мужи, отличаются правовой темнотой и малосознательностью. Чиновники таких недостатков лишены, разумеется, начисто. К тому же они прекрасно знали, что судьба ИП решена окончательно. Тогда тем более непонятно, почему господа-товарищи из министерств не пошли по пути цивилизованных стран и за два года так и не решили важнейших проблем перехода ИП на работу в новых условиях.

Есть вопросы. Нет ответов

С переходом предпринимателей на по-белорусски "цивилизованные" условия возникает ряд вопросов.

Вопрос первый. Что делать ИП с остатками товаров? Можно ли будет после 1 января продать их без документов и уплаты НДС? Эта тема была освещена в прошлом выпуске "Людей дела" (см. "БР" № 45/2008). О проблеме остатков писали многие СМИ, она постоянно поднимается в письмах предпринимательских объединений, направляемых в госорганы. В ответ - молчание.

В частной беседе один из чиновников МНС посоветовал "подождать до середины декабря, тогда в этот и все другие вопросы будет внесена полная ясность". Вот только что делать предпринимателям с этой "запоздалой ясностью", если им не разрешат продажу остатков на ныне существующих условиях, остается совершенно непонятным.

Вопрос второй. Власти давно обещают снизить таможенные пошлины, а таможенные процедуры сделать простыми и понятными. Этих изменений ожидают все субъекты хозяйствования, но ИП, торгующим самостоятельно возимым импортным товаром, без них просто не выжить. Прошло два года - улучшения минимальны.

Хорошо, таможенный тариф - сфера высшей государственной политики, а там, как известно, любые либеральные решения принимаются через силу. Но хотя бы упрощенную процедуру для прохождения ИП таможенного контроля могли разработать. Ввоз сумки и вагона обуви сегодня оформляются почти одинаково. И когда несколько десятков тысяч новоявленных декларантов предстанут перед инспекторами, то трудно придется и тем и другим.

Вопрос третий. Далеко не все беды предпринимателей будут связаны с отменой "льготных" норм Указа № 285. Аккурат в январе-феврале у многих из них заканчивается действие лицензий на розничную торговлю - основная масса рыночных торговцев получила их в начале 2004 г. сроком на 5 лет.

В общем-то продлить лицензию не очень сложно и совсем недорого. Но это в обычной ситуации. Массовость же обращений приведет к очередям в исполкомах. Когда надо искать новых поставщиков, учиться вести бухгалтерию, предпринимателям не хватало только головной боли с лицензированием. К тому же для продления лицензии нужен торговый объект, придется еще на год заключать договор аренды, а как принять такое решение в ситуации полной неопределенности?

Вопрос четвертый. Почему для ИП не созданы возможности закупать импортные товары внутри страны? Где обещанные оптовые склады? Наверное, такие структуры, принадлежащие частному бизнесу, в конце концов появятся. Но сколько ИП прекратят деятельность, их не дождавшись? И ведь подобные склады давно появились бы сами, без государственных "указивок". Так в чем проблема? Опять-таки - в таможенном оформлении.

Вопрос пятый. С 1 января проблемы возникнут не только у ИП, но и у многих ЧУПов - для них также заканчивается период льготного существования, предусмотренный Указом № 302. Полностью придется платить коммунальные платежи, нести нелегкое бремя регистрации цен (для производственников) и т. д. А ведь многие ЧУПы, созданные в спешке, по административной, а не по экономической необходимости, выживают с огромным трудом. Забери (хотя и законно) у них льготы - появится новая вереница банкротов. Минэкономики проанализировать бы ситуацию, своевременно внести предложение о продлении льготного режима хотя бы до того момента, когда в стране начнется простимулированная кризисом и давно обещанная либерализация. Но, похоже, о ЧУПах просто забыли.

Можно продолжать задавать вопросы, да какая от этого польза? Проблемы предпринимателей озвучивались многократно, только чиновникам до них нет никакого дела. Ну все равно им, мыслящим по-советски масштабами мазов, гомсельмашей, нафтанов, что будет со всеми этими "вшивыми блохами" и прочей мелюзгой.

Баланс не в пользу оптимизма

Равнодушное отношение к ИП, разумеется, отнюдь не исключает прагматизма. Власть поступит с предпринимателями так, как посчитает выгодным для себя, а может, в какой-то мере и страны. Попробуем понять, в чем состоит эта выгода.

Предприниматели любят пугать власти ростом безработицы и сокращением налоговых поступлений. Размер последних от индивидуальных торговцев - величина более чем незначительная. Пусть одеждой и другим подобным импортным ширпотребом торгуют 100 тыс. ИП. Пусть половина из них закроют свой бизнес, тогда при среднем размере единого налога 100 EUR потери для бюджета составят порядка 50 млн. EUR в месяц. В большой политике на такие суммы внимания не обращают.

Потеря нескольких десятков тысяч рабочих мест да еще на фоне кризиса для государства, в принципе, нежелательна. Не забудем, однако, что белорусская статистика фиксирует не реальное число безработных, а только тех, кто обратился на биржу. Очень сомнительно, что предприниматели массово отправятся за пособием, на которое не купишь и нескольких килограммов хорошей колбасы. Большинство из них найдет возможность зарабатывать на жизнь, как и прежде, без помощи государства.

Как видим, аргументы за сохранение льготных условий деятельности ИП не слишком весомы. Посмотрим теперь, какую выгоду получит государство в случае ухода части ИП с рынка.

Прежде всего такая новость, безусловно, обрадует крупные и средние торговые предприятия, которые видят в ИП опасных конкурентов. Возможно, эти предприятия даже увеличат налоговые отчисления. Уход ИП полностью будет соответствовать и политике на ограничение валютных операций, поддержание курса белорусского рубля административными методами. К слову, из тех же соображений ограничения импорта властям выгодно не дать ИП распродать остатки, тем более что под видом таковых предприниматели смогут еще долго торговать нелегально ввезенным товаром. Если же доступ к импорту будет плотно закрыт, часть ИП, особенно в регионах, волей-неволей переключится на белорусский товар, то есть поддержит в это трудное время отечественного производителя.

Вывод: баланс "за" и "против" в пользу сохранения льгот как-то не складывается.

Обоюдоострый аргумент

Правда, у ИП остается последний аргумент - акции протеста. Белорусская власть достаточно болезненно реагирует на проявления недовольства, но только действительно массовые. Робкие же протесты вызывают у нее скорее раздражение, переходящее в агрессию.

Вспомним предпринимательский марш начала нынешнего года. За участие в нем пострадали 14 молодых людей. Кто-то получил срок, другие были отчислены из учебных заведений. Не слишком ли дорогая плата за акцию, не давшую реальных результатов, - надломленные судьбы действительно лучших представителей молодого поколения?

Где гарантия, что заявленные на декабрь марши и митинги приведут к другим результатам? Повторю еще раз: власти реагируют только на массовые протесты. Предпринимательское же движение по-прежнему разобщено, в нем нет общепризнанных лидеров. И акция, собравшая в центре Минска несколько сотен, пусть даже несколько тысяч человек, более опасна для самих ее участников, нежели для властей.

Да и, если честно, плодами акций протеста пользуются не ИП, а совсем другие люди. Более крупный бизнес уже научился извлекать свою выгоду из демонстраций ИП. Сами же предприниматели ничего путного для себя не добились, и причина тому очевидна. Мало выйти на площадь, нужно еще осознать свою проблему, четко сформулировать ее и внятно объяснить оппоненту. А с этим у лидеров ИП большие проблемы.

В любом случае шансы на продление льготных условий деятельности ИП минимальны. Рассчитывать на них, планируя бизнес, - неразумно. Как и в случае с мировым финансовым кризисом, лучше готовиться к худшему сценарию развития событий и принимать решения, исходя из него. Как бы ни были трудны такие решения, к каким бы ни вели потерям, реализованные хоть с каким-то опережением событий, они все же способны стать лучшим из оставшихся вариантов.

Апошнія навіны