Восточное партнерство для Беларуси: ожидания, надежды, критика
- 4.12.2008, 16:28
3 декабря Комиссар ЕС по вопросам внешних отношений и политики соседства Бенита Ферреро-Вальднер сообщила о планах Восточного партнерства, которые касаются и Беларуси. Каких изменений ждут в стране и за рубежом?
Инициированная Польшей и Швецией новая политика соседства "Восточное партнерство" и ее продвижение на уровне ЕС и во многом объясняется намерением Евросоюза открыть новые горизонты сотрудничества для стран Восточной Европы, в том числе Беларуси. Несмотря на по-прежнему остающиеся у ЕС вопросы к официальному Минску, возобладала позиция сторонников активного – насколько это возможно – диалога, передает «Немецкая волна».
Нельзя ничего не делать
Депутат Национальной Ассамбели Франции Анри Планьоль отмечает: "Факт, что Беларусь – пограничная с ЕС страна, с которой мы должны в любом случае иметь отношения доброго соседства, сотрудничества. И интерес этот – взаимный".
От Беларуси ЕС ждет определенных шагов, и "Восточное партнерство" в какой-то степени определяет, каким может быть обоюдное движение навстречу, отмечает глава департамента Восточной Европы МИД Швеции Йохан Фрисель. "Нельзя просто ничего не делать. В Беларуси и в Швеции, Польше, во всем ЕС есть желание что-то делать, что касается положения Беларуси. Многие из предложений, которые мы сейчас имеем, - не новы. Но, может быть, сейчас совпадают некоторые тенденции, которые создают выгодные предпосылки выхода из сегодняшней ситуации. Гарантий для этого нет. Но надо стараться», говорит представитель МИД Швеции.
Экс-глава мисии ОБСЕ в Беларуси Ханс-Георг Вик отмечает: "Я бы очень хотел, чтобы Германия положила свой политический вес на чашу весов политики Восточного партнерства".
Нельзя договориться, не разговаривая
Глава группы по связям с Беларусью в парламенте Франции Жером Ламбер также говорит о резонности новых предложений ЕС. "Лучше иметь отношения, потому что это позволяет разговаривать. Даже если стороны не всегда слышат друг друга. Считаю, что белорусские граждане не хотят, чтобы их страну игнорировали. Нельзя договориться, если не разговаривать. Только наличие отношений и дискуссии могут изменить что-то в лучшую сторону, а не игнорирование", - отмечает Жером Ламбер и подчеркивает, что прекрасно понимает недоумение части белорусской оппозиции по поводу предложений ЕС сотрудничать с правительством, в оппозиции к которому они находятся. Но блокада, по мнению Ламбера, лишь законсервирует ситуацию и, кроме того, новые предложения ЕС не исключают возможности задавать неудобные вопросы, когда дело касается насилия, прав оппозиции, прав человека вообще.
Инструментарий должен соответствовать целям
Зампредседателя партии Белорусский Народный Фронт Винцук Вячорка нынешнюю политику ЕС оценивает как поворот на 180 градусов, который признает де-факто изменение исключительно риторики как изменение реальной ситуации в Беларуси. На самом деле, ничего не изменилось: сохраняется институт политзаключенных, преследование независимых масс-медиа, невыносимые условия для общественных организаций и политпартий, дискриминация людей по языковому и религиозному признаку и множество других вещей абсолютной неевропейских".
Вместе с тем Винцук Вячорка называет сам замысел "Восточного партнерства" очень позитивной инициативой, так это – "инструмент со своими информационными, финансовыми, юридическими рычагами, предполагающий адресный подход". Только чтобы инструментарий соответствовал поставленным целям, полагает политик, необходимо участие белорусской оппозиции в разработке конкретных шагов в рамках новой инициативы ЕС.
К слову в том, что белорусскую оппозицию ни в коем случае нельзя исключать из диалога Беларусь-Европа, уверен и Ханс-Георг Вик.