Открытое письмо лорду Тимоти Беллу
- 9.04.2008, 11:50
«Мы поняли, что вы приехали в Минск за деньгами. То, что скрывалось за внушающей доверие формулировкой «специалист по public relations», на деле оказалось лишь банальным желанием заработать денег на чужой беде», -- говорится в открытом письме руководителей белорусского «Свободного театра» лорду Тимоти Беллу.
Господин Белл,
эпистолярный жанр в последние годы стал крайне редким видом общения. Речь идет не об электронных письмах, содержащих сухой деловой текст, и уж, конечно, не о смс-посланиях. Эпистолярный жанр – жанр обстоятельного письма. В современном мире к нему прибегают, как правило, в двух случаях: когда хотят, чтобы высказанная мысль была зафиксирована, либо для того, чтобы адресат мог неоднократно перечитывать послание, в том случае, если не сможет понять написанное с первого раза. Пожалуй, оба эти тезиса лежали в основе нашего желания написать вам письмо.
Впервые мы узнали ваше имя, увидев сюжет по белорусскому телевидению. Вы, в компании с еще одним лордом – Сесилом Паркинсоном, мило беседовали с белорусским правителем Александром Лукашенко об имидже Беларуси. Вы произнесли: «Я посмотрел большое количество интернет-ресурсов с информацией о вашей стране и увидел там много двуличных и лицемерных комментариев. Надо работать, чтобы это исправить». Эта фраза заставила нас заинтересоваться телевизионным сюжетом и выяснить, что вы специалист в области public relations, и приехали в нашу страну не просто встретиться с Александром Лукашенко, но «исправить имидж Беларуси» .
Честно говоря, мы не совсем поняли смысл сказанных вами слов. Что они означали? Что в информационном поле кто-то пытается приукрасить белорусскую действительность и скрыть нарушения прав человека? Или то, что какие-то злоумышленники бросают тень на страну «процветающей демократии» и «политической стабильности»?
Сказанного вами не поняла Ирина Красовская – крестная мама нашей младшей дочери, чьего мужа Анатолия вместе с вице-спикером парламента Виктором Гончаром похитили и убили за принадлежность к белорусским демократическим силам.
Сказанного вами не поняла семья журналиста Дмитрия Завадского, похищенного и убитого за выполнение своих профессиональных обязанностей, и не дожившего даже до своего тридцатилетия.
Сказанного вами не понял бывший кандидат в президенты, а ныне политзаключенный Александр Козулин, отбывающий пятилетний срок заключения в тюрьме и переживший там смерть жены.
Сказанного вами не поняли тысячи белорусов, прошедших за последние четырнадцать лет через избиения, несправедливые суды, тюремные заключения, увольнения с работы, отчисления из университетов лишь за то, что не согласны с несправедливостью и насилием, царящими сегодня в стране.
Но вскоре все эти люди поняли смысл сказанного вами. Мы поняли, что вы приехали в Минск за деньгами. То, что скрывалось за внушающей доверие формулировкой «специалист по public relations», на деле оказалось лишь банальным желанием заработать денег на чужой беде. Или, как писал другой английский лорд – лорд Байрон – в своей поэме «Корсар»: «His heart was form'd for softness - warp'd to wrong; Betray'd too early, and beguiled too long...» ("Он для добра был сотворен, но зло к себе его, коверкая, влекло..." – пер. ред.).
Сразу после вашего отъезда из Беларуси, 25 марта, состоялась традиционная ежегодная акция, посвященная Дню образования Белорусской народной республики. Эта мирная акция была подавлена властями с применением специальных войск, около сотни демонстрантов избиты, арестованы и осуждены. А 27 марта по всей стране спецслужбы задерживали независимых журналистов, проводили обыски у них дома, изымали технику, громили офисы «Радио Рация», «Европейского радио» и спутникового телеканала «Белсат». Более тридцати журналистов прошли через допросы в КГБ и изъятие компьютеров, диктофонов и видеокамер.
Полагаем, эпиграфом к этим силовым акциям властей стали ваши слова «надо работать, чтобы это исправить» . В народе уже окрестили эти акции белорусских силовиков «первой PR-акцией лорда Белла» . Но эта формулировка вас вряд ли остановит, – как не останавливали тысячи жертв чилийской хунты в «исправлении имиджа» диктатора Аугусто Пиночета.
В феврале этого года мы со «Свободным театром» провели гастроли в Лондоне и Лидс, и были поражены тем участием, с которым британцы вникали в белорусские проблемы. Полные залы даже на общественных дискуссиях после спектаклей, внимание всех без исключения средств массовой информации, участие звезд британского театра и кино в одном из спектаклей, где они читали со сцены письма политзаключенных из белорусских тюрем... Среди попечителей нашего театра Том Стоппард, ставший нам родным человеком, и Марк Равенхилл, приходящий на помощь по нашему первому зову. Нашими друзьями стали Гарольд Пинтер и Мик Джаггер, Алан Рикмен и Дайана Куик, Ким Кэттралл и Генри Гудмен, Майкл Биллингтон и Ричард Вилсон... Все эти люди задают при встрече один вопрос: «чем мы можем помочь вам и вашей стране?» . И именно с этими людьми у нас ассоциируется Британия. А еще со словами «Честь» и «Достоинство» .
«Надо работать, чтобы это исправить» . Эта фраза может стать конструктивной, если изменить смысл слова «это», вложенного в него вами. Мы, белорусы, стараемся почти полтора десятка лет исправить последствия той безответственности, с которой пошли на первые президентские выборы в нашей истории. За это время выросло целое поколение белорусов, воспитанное на идеях ненасильственного сопротивления. Все это время на улицы выходили десятки тысяч граждан, чтобы, невзирая на насилие и произвол властей, заявить о своем демократическом про-европейском выборе. Мы стараемся стать Народом, и пройдем этот путь до конца, кто и как бы нам не мешал на этом пути. Как сказал великий британец – лорд Уинстон Черчилль: «You Do Your Worst - and We Will Do Our Best» ("Делайте худшее, из того, что можете, а мы сделаем лучшее из того, на что способны" – пер. ред.).
Сегодня Европейский Союз и Соединенные Штаты Америки имеют скоординированную позицию по белорусской проблеме, ясно обозначенную в «12 требованиях Евросоюза». Они включают в себя базовые демократические постулаты – освобождение политзаключенных, прозрачные выборы, свободу средств массовой информации, либерализацию экономики и т.д. При выполнении этих требований Беларусь перестанет быть «последней диктатурой Европы», начав поступательный процесс вхождения в Евросоюз. С этого момента весь континент начнет осваивать новый для себя, ранее неизведанный, вид существования – жизнь без диктатуры.
Поразительно, что у вас, человека образованного, не возникло желания объяснить белорусскому правителю достоинств данного выбора для Беларуси. Вместо этого вы озаботились совсем другой проблемой – как «исправить» мнение тех, кто хочет жить по-человечески и свободно высказывается, подвергая критике насилие и произвол властей. Ну, конечно, мы забыли о главном: кто же заплатит вам за разъяснение достоинств демократического выбора для Беларуси? Да, за подобные поступки не платят, но люди, выступающие инициаторами переговорных процессов, входят в историю.
Кстати, о деньгах. Надеемся, вы взрослый человек, мистер Белл, и понимаете, что графы «PR-технологии лорда Белла» , обозначенной восьмизначной цифрой, в белорусском бюджете не существует. А это значит, что за те деньги, которые вы, возможно, получите за свою работу, впоследствии придется отчитаться перед компетентными органами, уполномоченными белорусскими налогоплательщиками.
В сознании белорусов есть стереотип, сформированный британской литературой и историей – титул «лорд» устойчиво ассоциируется с умным человеком в возрасте, обладающим безупречной репутацией, хорошими манерами и безукоризненным вкусом. Вам удалось частично разбить этот стереотип, расставаться с которым у белорусов, собственно говоря, не было никакого желания.
Может быть, не стоит таким образом разочаровывать целую нацию в романтическом наполнении почетного титула, а просто нужно наконец обратить внимание на собственный имидж, и заняться его корректировкой в лучшую сторону? Конечно, мы понимаем, что сделать это вам будет очень сложно, но, в конце концов, просто «надо работать, чтобы это исправить» .
В завершение хочется сказать вам спасибо за то, что позволили вспомнить столь забытый эпистолярный жанр. И пока, к сожалению, это единственное, за что мы можем вас поблагодарить.
Николай Халезин, художественный руководитель белорусского «Свободного театра»
Наталья Коляда, директор белорусского «Свободного театра»