Бастион пал. Приватизация началась
- Светлана Калинкина, «Народная воля»
- 19.06.2008, 9:15
Александр Лукашенко много лет рассказывал, что не позволил российским олигархам скупить Беларусь. А теперь вдруг затих, больше не хвастается. Опасно не то, что крупный бизнес приходит в Беларусь. Опасно, что он идет тайно, собственность распродается без открытых конкурсов, в результате кулуарных переговоров.
Не проходит недели, чтобы не стало известно о том, что готовится продажа того или иного белорусского предприятия. Означает ли это, что российские олигархи уже обосновались в Беларуси? "Народная воля" решила выяснить.
За отправную точку мы взяли первую десятку из списка российских миллионеров по версии журнала "Форбс". Эти люди обладают даже не миллионными, а миллиардными состояниями. Вот мы и решили выяснить, засветились ли они на белорусских просторах? И первый в этом списке 40-летний Олег Дерипаска — единоличный владелец огромной бизнес-империи с лаконичным названием "Базовый элемент".
МАЗ и Олег Дерипаска
Месяц назад Лукашенко принимал этого сутуловатого коротко стриженного молодого человека в своей резиденции. Говорят, что встреча состоялась с подачи главы Национального банка Петра Прокоповича, который сейчас у нас в стране отвечает за благоприятный бизнес-климат. Интересно, что не только Прокопович, но и сам Лукашенко пришли на эту встречу с папками заготовленных материалов, а Дерипаска — с пустыми руками. Ему даже выдали специальные "протокольные" листы бумаги с красно-зелеными полосами по верху, стилизованными под официальный флаг Республики Беларусь и такой же дежурный карандаш для записей.
Сложно представить, что думал этот ярчайший представитель ельцинской семьи (напомним, Дерипаска женат на дочери нынешнего мужа Татьяны Дьяченко — Полине Юмашевой), глядя на своих немолодых визави. Потому что личное состояние Дерипаски эксперты оценивают в более чем 21 миллиард долларов, а весь годовой бюджет Беларуси в прошлом году оказался меньше — 19 миллиардов… То есть теоретически в Беларуси он может купить если не все, то почти все. Тем не менее с Лукашенко ему пришлось торговаться.
Стороны не скрывают, что речь шла о МАЗе. Итоги переговоров туманны. С одной стороны, объявлено, что МАЗ готовят к акционированию. С другой — контрольный пакет акций, как того хочет Дерипаска, Беларусь продавать не собирается. Вроде бы одобрена иная схема: стороны создадут новую компанию — Международный финансово-промышленный союз. Белорусская сторона внесет в него 100% МАЗа, российская — 100% "Урала". Контрольного пакета не будет ни у кого: белорусы получат 45% акций в новой компании, Дерипаска — 35%. Оставшиеся 20% будут предложены международному инвестбанку, который предоставит финансирование для развития заводов. Управляющую компанию собираются зарегистрировать в Минске.
Понятно, что в перспективе Дерипаска надеется выкупить долю анонимного банка в объединенной компании и получить полный контроль над белорусским предприятием. Белорусская сторона, как несложно догадаться, сейчас ищет способы подстраховки, и, вероятно, в ближайшее время мы вновь увидим Дерипаску в Минске. В любом случае глава белорусского правительства Сергей Сидорский на днях заявил, что переговоры "близки к завершению". Таким образом, предпродажная подготовка МАЗа началась... Беларуси будет тем более сложно отказать мировому алюминиевому королю, поскольку он считается личным другом Владимира Путина.
Тайный визит Абрамовича
Вообще, то, что Александр Лукашенко перестал скрывать свои встречи с олигархами, — это новое веяние. В сентябре 2007 года о визите в Минск Романа Абрамовича, прилетевшего на личном самолете, стало известно совершенно случайно от служащих аэропорта "Минск-1", которые были столь удивлены, увидев маленького, тщедушного, с растерянной улыбкой российского миллиардера, выходящего из личного "Боинга", что не смогли удержать эту новость в тайне.
Поначалу по Минску распространилась романтическая версия: губернатор Чукотки, хозяин "Челси", обладатель 21-миллиардного долларового состояния прилетел в Минск для встречи со своей первой женой Ольгой Лытиной. Как выяснилось, у Ольги есть дом под Минском, где она бывает наездами.
Однако романтикой в трехчасовом визите Абрамовича в Минск и не пахло. Вслед за "Боингом" из Лондона в том же аэропорту приземлился самолет с делегацией "Славнефти" во главе с президентом компании Юрием Сухановым. А дальше была тайная встреча с Александром Лукашенко. О чем говорили — не сообщается, но, надо понимать, о нефти. Хотя, строго говоря, Абрамович уже избавился от своего нефтяного бизнеса и формально уже не имеет отношения ни к "Славнефти", ни к "Сибнефти", ни к Мозырскому НПЗ.
Тем не менее встреча была неформальной и, судя по всему, теплой. Абрамович после разговора с Лукашенко вернулся в аэропорт в хорошем настроении. Ему даже не пришлось доставать галстук, на всякий случай запрятанный в папку с бумагами.
В белорусском представительстве "Славнефти" о сути переговоров говорят коротко — инвестиционные проекты. Потому что "за миллион Абрамович и шага не сделает" (это дословная цитата главы белорусского представительства "Славнефти" Сергея Шевченко). В какой сфере — пока, к сожалению, не ясно.
Прохоров проходит мимо
С большим отрывом от Дерипаски и Абрамовича, третьим в десятке российских богачей идет совладелец "Норильского никеля" Михаил Прохоров. Его состояние оценивается экспертами в 14 миллиардов долларов. Но Прохоров пока пролетает мимо белорусской столицы. До недавнего времени его больше интересовал французский Куршавель, но после ареста вместе с подружками — нравственно более терпимые страны.
Безусловно, компания покупает в Беларуси автобусы, МАЗы, БелАЗы, однако серьезного интереса на нашем рынке не имеет. Хотя "новые белорусы", тоже полюбившие Куршавель, рассказывают, что Прохоров живо интересовался тем, что тут у нас происходит и так ли страшен Лукашенко, как его малюют. Дальше этого дело пока не пошло.
Потанин считает деньги
А вот Владимир Потанин, у которого некогда был единый бизнес с Михаилом Прохоровым, — наш давний знакомый. Его состояние оценивается все в те же 14 миллиардов долларов с хвостиком.
Его на нашем рынке интересуют банки, страхование, возможность поучаствовать в приватизации белорусских предприятий с целью их дальнейшей перепродажи. Общий язык на эту тему Потанин пытался найти с Александром Лукашенко еще с конца 90-х годов, в то время он был одним из немногих крупных бизнесменов, с которыми белорусский лидер не побоялся встретиться открыто. Потанин брался за вывод акций белорусских предприятий на европейские фондовые биржи. В списке на акционирование значились "Белшина", ПО "Азот", ПО "БелавтоМАЗ", Белорусский металлургический завод, ПО "Горизонт", ПО "Интеграл", Минский завод колесных тягачей, ПО "Химволокно" (Гродно), ПО "Химволокно" (Могилев), АО "Атлант", ПО "Беларуськалий", ПО "Полимир", НПО "Агат", Минский тракторный завод, Мозырский и Новополоцкий НПЗ. Планам не суждено было осуществиться, но "Онексимбанку" Владимира Потанина все-таки приглянулся белорусский "МинскКомплексБанк".
Сейчас белорусское руководство настроено на приватизацию промышленности более решительно, и Потанин со своими структурами вновь тут как тут. Свои услуги готов предложить "БелРосБанк".
Кстати, в активах фирм Владимира Потанина и "БелГазета". Когда-то она досталась его структурам как довесок к "МинскКомплексБанку". В этом смысле Потанин может войти в историю независимой белорусской журналистики как первый зарубежный инвестор. Однако, кажется, никаких серьезных инвестиций в газету Потанин не сделал. Возможно, потому, что дружба с независимыми СМИ в нашей стране чрезвычайно опасна для основного бизнеса.
Тихие шаги Владимира Лисина
Владимир Сергеевич Лисин — владелец Новолипецкого металлургического комбината и частично — телевизионного завода "Рубин" в Москве. Многим известно, что именно на "Рубине" пытался продолжить свою карьеру бывший белорусский премьер Владимир Ермошин. Однако "телевизионного" сотрудничества между белорусскими и российским предприятиями не получилось. Наоборот, они вступили в жесткую конкуренцию, фактически заблокировав программу "Союзный телевизор".
Впрочем, по телевизору Лисина показывают нечасто, хотя олигарх с почти 14-миллиардным состоянием думает о Беларуси. В свое время некая группа "Рамос" приобрела в Молодечно предприятие по выпуску труб небольшого диаметра. Прошло пару лет, и "Рамос" задолжала Новолипецкому металлургическому комбинату. В счет уплаты долга к нему и отошел Молодечненский трубопрокатный завод. На сегодняшний день это одно из немногих крупных иностранных предприятий, работающих в Беларуси в сфере производства.
Впрочем, Лисин стоит и за еще одним проектом, который активно обсуждается в правительственных кругах. Ему принадлежит почти 100% акций Санкт-Петербургского морского порта. Беларусь через Питер грузы никогда не возила. Для нас это слишком далекий маршрут. Но в последнее время высокие чиновники стали все чаще говорить о том, что Беларуси интересно иметь свои терминалы в Санкт-Петербурге. Проект курирует лично вице-премьер Владимир Семашко. В общем, Лисин действует тихо, но эффективно.
Фридман путает следы
Председатель Совета директоров консорциума "Альфа-групп" Михаил Фридман также был удостоен аудиенции у главы белорусского государства. В апреле прошлого года лично Александр Лукашенко дал добро на освоение "Альфой" белорусского рынка. Поначалу речь шла о покупке пакета акций в белорусском "Межторгбанке". Однако спустя какое-то время "Альфа-групп" заявила об амбициозных планах по реализации в Беларуси "ритейлового проекта".
Нормальный человек и не поймет, о чем речь. На самом деле "ритейл" — это всего лишь розничная торговля. До 2010 года компания намерена открыть в Беларуси 128 крупных торговых комплексов. Если проект реализуется, то в нашей стране это будет самая крупная сеть магазинов, принадлежащая одной компании.
Правда, Фридман приходит в Беларусь сложным путем: "Межторгбанк" покупает через украинскую "дочку" "Альфа-банка", сеть магазинов — через кипрский оффшор. В общем, путает следы...
"Бриллианты" от диктатуры пролетариата
Вагит Алекперов со своими 12 миллиардами 300 миллионами долларов — вообще наш давний знакомец. Только слепой еще не увидел сеть заправок "Лукойл", появившуюся по всей Беларуси. По странному стечению обстоятельств Алекперов приезжает к Лукашенко аккурат накануне важных политических кампаний и обещает огромные инвестиции. Пожалуй, никто из российских олигархов не встречался с Лукашенко чаще, чем Алекперов. И понятно почему: главный интерес компании — Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод. Александру Лукашенко, судя по всему, очень трудно смириться с мыслью, что придется все-таки продать "бриллиант" белорусской промышленности. Но дело продвигается. Во время последней встречи в марте этого года он льстил Алекперову, утверждая, что "Лукойл" — солидная компания, работающая во многих странах. А российский олигарх в свою очередь напомнил, что уже сегодня является крупнейшим налогоплательщиком в бюджет Беларуси — по размеру отчислений входит в первую пятерку. И что очень успешно работает совместное предприятие по производству бензиновых присадок — первая проба "Лукойла" получить в Беларуси активы.
Кстати, делами "Лукойла" в нашей стране занимается бывший глава Администрации президента Урал Латыпов. И занимается успешно. Еще в прошлом году Министерство экономики обнародовало свой план мероприятий по стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке, в котором впервые было открыто заявлено о необходимости продажи инвесторам крупных промышленных предприятий. В списке в том числе значился и Новополоцкий НПЗ, хотя ранее говорилось, что продавать такой завод нет никакой необходимости.
Недавно правительство уже открыто призналось в намерении акционировать НПЗ. Возможно, потому, что у Алекперова появился новый козырь в этом торге: "Лукойл" очень помогает белорусам осваивать месторождения, полученные по дружбе от Уго Чавеса.
Просветление Керимова
Восьмым в списке богатейших людей России идет Сулейман Керимов — собственник компании "Нафта-Москва", владелец крупных пакетов акций "Газпрома" и российского "Сбербанка". В свое время он тесно работал с большим другом белорусских нефтяников, главой "Славнефти" Михаилом Гуцериевым и потому сумел засветиться на белорусских НПЗ. Однако некоторое время назад Сулейман Абусаидович в компании известной российской телеведущей Тины Канделаки попал в Ницце в автомобильную катастрофу, в результате чего получил сильные ожоги и серьезные травмы. Как результат — сейчас он распродает все свои активы. И, судя по всему, ни в России, ни тем более в Беларуси его уже ничто не интересует.
В любом случае, денег на жизнь хватит и Керимову, и его правнукам. 12 миллиардов 100 миллионов долларов — таково состояние этого 42-летнего очкарика.
Металл и лес — интерес Мордашова
Буквально пару недель назад премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский сообщил о намерении построить в республике листопрокатный завод. Стоимость проекта оценивается в достаточно большую сумму — в 1,5 миллиарда долларов. "Думаю, что завод будет построен с участием иностранного инвестора", — признал премьер-министр, благоразумно не упоминая, что у самой Беларуси просто нет денег на такие проекты. Эксперты сразу заговорили, что за идеей стоят интересы девятого по богатству человека России, владельца "Северстали" Алексея Мордашова.
В прошлом году компания открыла представительство в Беларуси. Хотя на нашем рынке "Северсталь" работает достаточно давно, в частности, с нашими машиностроительными предприятиями, и не раз принимала у себя официальные белорусские делегации.
Второе направление, которое весьма интересует олигарха, — лесопромышленный комплекс. У Мордашова имеется собственный инвестиционный проект — группа компаний "Свеза". Это заводы по производству фанеры, шпона, пиломатериалов. Однако о конкретных проектах в Беларуси пока не сообщалось.
Свет Вексельберга
Виктор Феликсович Вексельберг (11 миллиардов долларов) замыкает десятку богатейших людей России. Совладелец нефтяной компании ТНК-ВР, которая долгие годы являлась одним из крупнейших поставщиков нефти Мозырскому НПЗ, естественно, имеет в Беларуси нефтяные интересы. Однако не только их.
Russian Retail Growth Fund (RRGF), созданный в том числе на деньги Виктора Вексельберга, недавно заинтересовался авторынком. И положил глаз на дилерскую сеть "Атлант-М". Вроде бы покупка оценивается в 50 миллионов долларов.
Еще раньше медиа-подразделению группы компаний "Ренова", тоже принадлежащих Вексельбергу, приглянулась белорусская сеть кабельного телевидения "Космос-ТВ". Как результат — в "Ренову" ушли 50% акций.
И все-таки сегодня главный интерес Вексельберга — в белорусской энергетике. Поскольку в сферу его контроля входит в том числе и такое предприятие, как Уральский турбинный завод. В связи с тем, что Беларусь сейчас начинает строительство новых и модернизацию старых электростанций, компания активно включилась в этот процесс.
Собственности в Беларуси Вексельберг не имеет. Однако как только начнется приватизация энергетической отрасли (а об этом уже тоже говорится), мы обязательно увидим в Минске этого импозантного немолодого человека. По крайней мере, в России именно он, а не Анатолий Чубайс, выкупал энергосети.
Итак, счет — 8:2. Восемь богатейших людей России имеют в Беларуси четко выраженные экономические интересы, два — поработали с нашим рынком, но по тем или иным причинам покинули его. Устоит ли белорусская экономика под таким напором? Ведь со своими капиталами эти люди могут купить нашу страну несколько раз...
Опасно не то, что крупный бизнес приходит в Беларусь. Опасно, что он идет практически исключительно из России. Идет тайно, собственность распродается без открытых конкурсов, сделки совершаются непублично, а в результате кулуарных переговоров.