BE RU EN

Школьные годы диктаторов

  • Дэвид Макнил, «Independent»
  • 22.08.2008, 9:53

На первый взгляд, обычная картина, которая тысячи раз повторялась во всех школах мира. Стеснительный мальчик "с пухлыми красными щеками", который, заикаясь, сдает контрольную по переводу в кабинете директора. Учитель, нанятый отцом мальчика, чтобы тот помог ему проявить способности.

Но школа эта находилась в Северной Корее, отцом был легендарный основатель страны Ким Ир Сен, а мальчиком – его сын и будущий вождь Ким Чен Ир. А отношения ученика и учителя закончились чудовищно: мальчик вырос и приказал казнить всю семью учителя.

И это лишь самые мягкие из обвинений, с которыми выступил тот самый учитель, Ким Хён Сик, которому сейчас 76 лет. В настоящее время он профессор Университета Джорджа Мейсона в Вирджинии, где занимается исследованиями.

"Много раз я представлял, как убиваю его, а потом себя", – пишет он о своем бывшем ученике в новых воспоминаниях в журнале Foreign Policy, где приподнимает завесу тайны над прошлым верховного вождя.

Эта публикация в одном из самых влиятельных изданий США наверняка подольет масла в огонь критики в адрес Северной Кореи, располагающей ядерными технологиями, и укрепит позиции американских консерваторов, требующих организовать военное вторжение в страну.

Но профессор Ким говорит, что желает лишь одного: чтобы Ким Чен Ир открыл стране путь к свободе и изобилию, которыми наслаждается весь остальной мир. А до тех пор он намерен рассказывать всем о том, что видел: "Молодой невинный мальчик, который превратился в монстра, и перспективная страна, которая стала концлагерем".

Эта история началась в 1959 году. Профессор, которого Ким Ир Сен лично выбрал для обучения семьи русскому языку, вызвал Кима-младшего (в то время ему было 17 лет) на устную контрольную.

Напуганный, с "бусинами пота на лбу", мальчик сдал экзамен, "ни разу не похваставшись, что он сын Великого Вождя".

Спустя многие годы, когда он унаследовал власть от отца, бывший ученик профессора Кима, по его словам, отдал приказ уничтожить свою "альма матер", чтобы обезопасить собственных детей от возможных конкурентов.

По словам преподавателя, Ким Чен Ир был "вполне заурядным учеником", который ни в чем не преуспел и имел мало друзей. Однако спустя несколько месяцев после контрольной у Ким Чен Ира исчезли нервозность и неуверенность, и он стал демонстрировать учителям хорошее владение русским языком. "Как преподаватель, я был весьма доволен", – вспоминает наставник. Но затем гордость сменилась ненавистью.

В 1991 году, когда профессор Ким был в Москве, к нему подошел южнокорейский агент, который сообщил, что может организовать ему встречу со старшей сестрой. Как и тысячи других семей, семья Кима оказалась разлучена в результате войны 1950-1953 годов, разделившей Корейский полуостров. Его сестра, которую долго считали мертвой, жила в Чикаго и хотела, чтобы брат приехал к ней. "Меня переполнили чувства", – пишет он.

Однако уже на следующий день профессору было приказано вернуться в Пхеньян – его предал северокорейский двойной агент. Учитель был близок к правящей семье, о которой знал личные подробности. Прежде ему доверяли, и теперь, после встречи с ненавистными южанами, знал, чем грозит возвращение. "Меня бы казнили как изменника". Он бежал в Сеул и с тех пор больше не видел ни своего дома, ни университета, ни семьи.

Ким Чен Ир жестоко отомстил за это предательство. Жена профессора Кима, его дочери и сын, их супруги и "даже наши дорогие внуки", судя по всему, были отправлены в лагеря и убиты. "Я до сих пор не знаю никаких подробностей об их гибели, не знаю, винили ли они меня перед смертью". Сегодня, по данным Госдепартамента США, в лагерях КНДР содержится до 200 тыс. человек.

В воспоминаниях профессора рассказывается о "чистках" от инвалидов и "неполноценных" наподобие тех, что устраивали нацисты.

Так, профессор Ким описывает, как Пхеньян перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов 1989 года "очистили" от всех инвалидов. Фестиваль призван был затмить Олимпиаду, прошедшую годом раньше в Сеуле. Большинство жертв составили "часовщики, резчики, слесари и сапожники", которые исчезли в одну ночь.

Опасность грозит даже тем, кто просто мал ростом, говорит профессор Ким. Однажды правительство выдало тысячам жителей Пхеньяна буклеты, где говорилось о чудодейственном средстве, которое увеличит их рост. Но вместо того, чтобы выдавать средство, "их отправили на различные необитаемые острова в попытке защитить новые поколения от их "неполноценных" генов. Этих людей бросили умирать, и никто из них не вернулся домой".

Журналист Брэдли Мартин, автор книги "Под любящей опекой отеческого вождя", давно занимающийся проблематикой Северной Кореи, говорит, что в Пхеньяне действительно невозможно найти инвалидов. "Если хотите увидеть низких людей, страдающих от недоедания, то искать их нужно за пределами столицы. У меня нет причин подвергать сомнению эти слова".

Резкие заявления профессора Кима – это выдержка из его книги, опубликованной в прошлом году в Южной Корее, которая называется "Идейный бродяга XXI века". Опубликована статья в весьма непростое время. После семи лет угроз администрация Джорджа Буша в июле вычеркнула КНДР из списка "государств, поддерживающих терроризм", дав понять, что переговоры лучше конфронтации позволят обеспечить сближение с Северной Кореей.

В ответ Пхеньян открыл перечень своих ядерных программ и пообещал отказаться от атомного оружия. Несмотря на некоторые проблемы, его отношения с Сеулом сейчас также развиваются. Более 70 южнокорейских компаний развернули деятельность к северу от границы в промышленном районе Кэсон – это экспериментальный капиталистический проект, призванный привести нищий народ к процветанию.

Однако профессор Ким полагает, что поворот в отношении США стал триумфом для "любимого вождя", который в 1990-е годы, после распада покровительствовавшего ему СССР, решил, что его страна сможет повысить свою значимость на мировой арене с помощью военной силы. "Сегодня идея Ким Чен Ира подтвердилась, как он и надеялся, – пишет профессор. – (Ему) удалось выманить ресурсы у более богатых и сильных государств за счет создания кризисов и нагнетания международной нестабильности. Его фирменный ядерный шантаж – практическая гарантия того, что международное сообщество будет бесконечно отправлять помощь этой самой милитаристской стране мира".

В статье для журнала Foreign Policy рассказывается также о секретной правительственной организации КНДР под названием "Бюро-3", которая занимается планированием операций против Южной Кореи. В частности, как утверждает профессор, она организовала покушение на южнокорейского президента и его свиту в ходе визита в Бирму в 1983 году. Тогда в результате взрыва бомбы погибли 17 сотрудников южнокорейского правительства, однако президент уцелел.

В докладе говорится, что дети представителей партийной элиты учатся в специальных школах, питаются рисом, мясом, рыбой и яйцами, в то время как обычные дети получают лишь кукурузную муку и суп из соевых бобов. Привилегированные дети проводят лишь несколько дней в году на обязательных полевых работах, а их бедные сверстники – в среднем от 60 до 90 дней.

Вождь не пускает в свое окружение выпускников собственной школы. "Те, кто знает Ким Чен Ира с детства, склонны воспринимать его как человека – а не как сосредоточие полурелигиозного культа личности", – объясняет профессор Ким. По собственным словам, он сохраняет оптимизм и надеется, что Северная Корея изменится. Профессор хотел бы вновь встретиться со своим бывшим учеником, чтобы преподать ему последний урок. "Я стал профессором университета благодаря его отцу, я был в России, затем в Сеуле, теперь – в Вашингтоне. И я перестал его ненавидеть. Мне просто его жаль. И хотя он убил мою семью, теперь я простил его".

Диктаторы за партой

Роберт Мугабе

Мугабе родился в 1924 году в тогдашней Родезии и был одиноким ребенком. Отец бросил семью, когда Роберту было 10 лет, и ребенок попал под влияние ирландского иезуита, который кормил его сказками о борьбе ирландцев за освобождение от англичан. Мальчик старательно учился в школе, но других детей избегал, предпочитая в одиночку ходить на охоту. Затем он уехал из страны, чтобы учиться в университете в ЮАР, и там заинтересовался националистической политикой.

Адольф Гитлер

Гитлер родился в Австрии в 1889 году, у него было трудное детство – едва ли не каждый день мальчика бил отец. Несмотря на огромные способности, проявленные в религиозной школе, он решил не становиться священником, как хотела мать. Вместо этого Гитлер в 18 лет отправился в Вену, чтобы исполнить свою мечту и стать художником. После двух неудачных попыток поступить в академию художеств он пытался заняться архитектурой, но у него закончились деньги. Почти не имея друзей, он зарабатывал на жизнь, продавая картины туристам. Когда в 1914 году австрийская армия отказалась принять его в свои ряды, он вступил в немецкую армию.

Мао Цзэдун

Мао родился в 1893 году в провинции Хунань, в Центральном Китае, в богатой крестьянской семье. Отец смог оплатить его обучение в школе, хотя мальчику с ранних лет приходилось помогать ему в поле. В 13 лет он бросил школу и стал все время уделять работе на отца, однако охота до знаний в результате толкнула его на поиски новых учителей в соседних городах. Закончив школу, он перебрался в Пекин, на учебу в Пекинский университет.

Перевод: Инопресса.ру

Апошнія навіны