BE RU EN

Виктор Чайковский: «Брестские рынки в будние дни напоминают кладбище»

  • 10.01.2009, 15:59

После новогодних праздников предприниматели пребывают в неведении – как работать дальше. И, если в Минске, ИПэшники кое-как активничают, то в регионах их жизнь медленно, но верно затухает.

О проблемах своего региона, о надеждах и разочарованиях предпринимателей Euramost.org рассказывает координатор РОО «Перспектива» по Бресту и Брестской области Виктор Чайковский.

- Известный президентский указ предприниматели встретили с большой грустью, потому что болезнь государства по повышению налогов продолжается, - говорит он. - Хотя неоднократно говорилось, что ни о каком повышении налогов не может быть и речи - они у нас и так самые высокие в мире, и люди уже в позапрошлом и прошлом еле их тянули. Почему? Низкая покупательская способность. И, когда на рынках появляются контролирующие органы, эти рынки превращаются в "островки страха". Потому что существующие постановления, указы и декреты не дают сегодня предпринимателям право на защиту. И вот этот очередной декабрьский указ, который повышает налоги и коэффициент на импортные товары, кроме возмущения ничего не вызвал.

- Говорят, что сегодня предприниматели живут в какой-то туманной неопределенности…

- Есть такой момент. Прежде всего потому, что произошел дефолт, и сейчас люди в страхе ждут дальнейшего обвала. Доверия к белорусскому рублю нет. Предпринимателям же, кроме всего прочего, все цены за налоги и арендную плату, обозначили почему-то в евро. Как будто мы входим в еврозону или Беларусь подала заявку на вступление в Евросоюз. Так почему тогда все платежи идут в евро, когда у нас рублевая зона и зарплату мы получаем в белорусских рублях? А девальвация еще больше увеличила и без того неподъемные платежи. В регионах это сказывается еще более ощутимо. Потому что эти налоги нереальные. И по арендной плате, и по налогам, и по процедуре государственной гигиенической регистрации, и по фондам социальной защиты… То есть, выходят какие-то указы, мы продолжаем жить, делая вид, что у нас все хорошо. Но на самом деле это - всеобщий обман и лицемерие. Кстати, во всем мире существует практика, когда такие документы проходят сначала экспертную оценку или в профсоюзах, или в организациях, которые защищают права предпринимателей. Чтобы проверить на месте, как этот закон будет выполняться. А коль у нас это не делается, то все законы фактически невыполнимы.

- Отсюда и «черные схемы»?

- Так ведь само государство к этому подталкивает. Существуют и «черные схемы», и поборы, и взятки. Это все те негативные последствия, которые растут как снежный ком уже пятнадцатый год.

- Как сегодня поживает бресткий бизнес-регион?

- Очень непросто. Если брать по крупному, то мировой финансовый кризис прежде всего коснулся предприятий машиностроения, которые сейчас работают или в неполный рабочий день, или работников отправляют в отпуск за свой счет. В Бресте сильно пострадал швейный бизнес, потому что 270 официальных фирм и примерно столько же неофициальных отправили своих работников в отпуска без содержания. Основным покупателем была Россия, а они сейчас сами на ладан дышат. Кроме того, ситуацию усугубляют белорусские законы. Когда читаешь Таможенный кодекс, который не унифицирован ни с Россией, ни с Украиной, плакать хочется. И многие открывают свои предприятия на Украине, потому что те же ткани из Турции проще вести в соседнюю страну, чем к нам.

- Есть такие предприниматели, которые с Нового года уже свернули свой бизнес?

- Множество! Ситуация такова, что сейчас в будние дни на брестские рынки заходишь, как на кладбище. На пальцах работающие ларьки пересчитать можно. Хотя на «Варшавском рынке», например, даже в выходные дни из 750 ролетов 500 пустуют. А, если налоги и еще повысят, то дальнейшая деятельность предпринимателей, думаю, и вовсе прекратится. Смысла нет. Или же люди будут саботировать законы. И не потому что они такие нехорошие и не хотят платить, а потому что им нечего платить. И, чтобы как-то выжить, продолжат работать из-под полы.

- Есть ли все-таки у предпринимателей какие-то надежды в этом году?

- Хотя надежда умирает последней, но люди ничего хорошего не ждут. С каждым годом проблемы нарастают и, честно говоря, даже оптимистических настроений уже не слышно. Все это очень печально...

Апошнія навіны