BE RU EN

Цена газовой войны

  • Юлия Латынина, «Ежедневный журнал»
  • 21.01.2009, 12:53

Газовая война между Россией и Украиной продолжалась двадцать дней — в четыре раза дольше, чем война между Россией и Грузией.

Итог войны следующий: репутация России как надежного поставщика газа в Европу серьезно скомпрометирована.

Эксперты ЕС и энергокомиссар ЕС Андрис Пиебалгс публично уличили Россию в заведомой злонамеренности. А именно в том, что она поставляла газ на ГИС «Орловка» и ГИС «Суджа» и заявляла, что она поставила газ на Украину и именно Украина не перекачивает его на Запад. При этом Россия прекрасно знает, что именно с этих станций перекачка газа без полной остановки энергоснабжения Украины невозможна. То есть действия России были технологически хорошо продуманы и сопровождались публичной ложью.

От недопоставок газа Газпром потерял более 1 млрд. дол. — и это в тот момент, когда курс рубля летит к чертям, производства в России останавливаются и Газпром не платит своим поставщикам.

Если целью войны было получение контроля над украинскими газораспределительными сетями, то этой цели Газпром не добился. Сети остались при Украине.

Если целью войны было увеличение платы за украинский газ, то этой цели Газпром не добился тоже. В конце декабря Украина, по словам премьера Путина, предложила нам фиксированные 235 дол. за тысячу кубов газа. Мы с негодованием отвергли это предложение, ввергнув Европу в холод, а Украину – в двадцатидневную войну. В результате договоренностей между Путиным и Тимошенко Россия будет продавать газ по европейской цене минус 20%, то есть среднегодовой тариф составит около 200 дол. за тысячу кубов.

В войне Путина и Саакашвили победу одержал Кокойты. В войне Путина и Ющенко победу одержала Тимошенко. Миллиард долларов убытков Газпрома — первый взнос в ее избирательную кампанию.

Поверить в то, что Кремль воевал против Ющенко потому, что хотел деньги за газ, довольно трудно. Россия прощает миллиарды долларов то Ливии, то Алжиру. Миллиарды долларов пропадают в самом Газпроме. Когда корпорация, себестоимость добычи газа в которой увеличилась в три раза за последние несколько лет, вдруг спохватывается насчет денег и начинает с Украины – это выглядит несколько неубедительно. Газпром с легкостью мог бы сэкономить миллиарды долларов, если бы, к примеру, не отдавал свои активы даром господам Ковальчукам. Или не торговал газом через «Росукрэнерго». Эта экономия не требовала бы никакой войны и решалась бы за две минуты в одном конкретном кабинете в Ново-Огарево.

На чемпионате по воровству российского газа Украина, наверное, выйдет в четверть финала. Но до чемпионов ей далеко. Она старается по мере сил, но мы все знаем имена швейцарских и российских контор, которые дадут Украине сто очков вперед.

Поверить в то, что это — не политика, еще труднее. Когда премьер Владимир Путин дает в течение часа пресс-конференцию перед иностранными журналистами, и эта пресс-конференция посвящена не падению рубля, не кризису, не экономической реформе, а тому кто, когда, где и за сколько продавал тысячу кубов газа, а после этого премьер Путин говорит нам, что это — не политика, то поверить ему трудно.

Особенно трудно в это поверить после того, как Газпром только что обязался снабжать Беларусь по льготным ценам, видимо, в обмен на признание Лукашенко Южной Осетии и Абхазии. Причем Лукашенко даром газ получил, а насчет политических обещаний — как всегда — кинул. Видимо, это такая теперь дефиниция друзей и врагов России. Наши друзья – это те, кто получают газ со скидкой. Наши враги – это те, с кого мы просим по тарифу.

Окончательная цена, которую Россия заплатит за эту войну, пока еще не ясна. Она зависит от реакции Европы на произошедшее.

Напомню, что сейчас в Европе есть три глобальных проекта газопроводов. Газопровод Nabucco — проект, поддерживаемый США и ЕС — должен снабжать Европу в качестве альтернативы российскому проекту South Stream. South Stream уже строится, Nabucco – пока нет. Совместный российско-германский North Stream должен снабжать Германию в обход Украины и рассматривается Кремлем как главное наше газовое достижение: именно после подписания соглашения о строительстве Североевропейского газопровода президент Путин объявил Россию «энергетической сверхдержавой». Если ЕС построит Nabucco и наложит вето на «Северный поток», то цена российского газового хулиганства будет непомерно высока. Это будет крах всей газовой стратегии России. Если Европа стерпит, то российско-украинская война – это не газовое хулиганство, а разумная экономическая дерзость по отношению к недееспособным партнерам.

Премьер Путин публично пообещал после российско-грузинской войны, что не простит Ющенко. Не простил – и как красиво вышло! В 20 веке воевали и ракетами, и бомбами, и самолетами. Еще никто и никогда в мире не воевал газоперекачивающими станциями.

И чего это на Западе не верят, что во всем виноваты «проклятые хохлы»?

Апошнія навіны