Посол России: Зачем говорить, что наш министр «отморозок»?
- 7.10.2009, 17:15
Суриков прокомментировал последние заявления Лукашенко в адрес российских чиновников.
Интервью с Чрезвычайным и Полномочным послом РФ в Минске опубликовало агентство «Интерфакс» .
Суриков утверждает, что российские власти не увязывали вопрос оказания финансово-экономической поддержки Беларуси с вопросом признания ею Южной Осетии и Абхазии.
«Российская сторона совершенно официально в лице премьер-министра Владимира Путина заявляла, что Российская Федерация ни в коем случае не связывает признание независимости Южной Осетии и Абхазии независимым суверенным белорусским государством ни с какими политическими или экономическими действиями России. Тем более, с кредитом в 500 млн долларов», - отметил А.Суриков.
«Что могут домысливать журналисты - это уже другой вопрос. Поэтому мы относимся с некоторым непониманием к последним высказываниям белорусской стороны по этому вопросу», - сказал российский посол.
На минувшей неделе Александр Лукашенко заявил, что давно пора было признать независимость Южной Осетии и Абхазии, но в том, что этого не случилось, виновата Россия.
«Сам союзник в этом виноват. Кому-то в России хотелось нас как-то наклонить. И в центральных СМИ, подконтрольных государственным чиновникам, нас начали просто травить», - сказал А.Лукашенко. «Кто-то в России, может, вообще не хотел, чтоб мы их (республики) признавали», - сказал Лукашенко. «В центральных СМИ (России - ИФ) нас начали просто травить: А! Он не признает, потому что ему 500 миллионов долларов не дали (кредит - ИФ). Как будто я за деньги должен признать эти республики!», - отметил А.Лукашенко.
В этой связи А.Суриков заявил, что «для нас не совсем понятна отсылка к каким-то СМИ, которые что-то печатают. Это дело журналистов писать, домысливать то, что им кажется логичным».
«Я бы отталкивался от тех реалий, которые есть. Мы с пониманием относимся к обеспокоенности белорусской стороны относительно того, чтобы не навредить этим признанием в первую очередь себе и тем государствам, которые образовались в ходе известных событий - Южной Осетии и Абхазии», - отметил посол РФ.
«Ни один российский политик, я имею в виду главных российских политиков - бывшего президента России Владимира Путина и действующего президента Дмитрия Медведева, никогда ни в одном СМИ - печатном или электронном не давил на Республику Беларусь с требованием признать эти республики. Мы всегда исходили из того, что Беларусь - независимое суверенное государство, и считаем исключительно ее правом признание Южной Осетии и Абхазии», - подчеркнул А.Суриков. Кроме того, по его словам, «мы исходим из того, что, по словам президента Беларуси, этот вопрос сначала должен быть рассмотрен в парламенте, после чего окончательное решение будет принято главой республики».
«Насколько для нас болезненно то, что Беларусь пока не определилась с вопросом? Я думаю, что не так болезненно», - сказал дипломат. Он акцентировал внимание на том, что «эти государства (Ю.Осетия и Абхазия - ИФ) де-факто существуют, они осуществляют экономические, дипломатические, военно-технические отношения с Россией. Им оказывается необходимая помощь, народ этих республик вздохнул свободнее, хотя проблем, безусловно, еще там хватает». «Неплохо, если бы эти отношения как бы поддерживались и Республикой Беларусь. В какой форме? Это дело республики, ее власти, ее народа. Мы это совершенно четко понимаем», - заявил посол РФ в Минске.
Российский посол также прокомментировал недавнее заявление главы российского Минфина, которое окончательно хоронит надежды белорусской стороны на получение оставшейся части кредита на $500 млн.
«Нет никаких оставшихся частей. Россия предоставила кредит в $1 млрд., второй - в $500 млн., и остался третий кредит в $500 млн. из обещанных $2 млрд. Россия никогда не говорила, что это единый кредит.
Ситуация чисто по-человечески мне понятна. Когда Россия выделила два кредита - $1 млрд. и $500 млн., то я бы на месте белорусской стороны сказал: «Спасибо, мужики, друзья, союзники. Мы получили полтора миллиарда, но речь же шла о двух». А что получилось на самом деле? Наш министр финансов, плохой он или хороший, но он министр финансов. Может, он в чем-то и ошибся, но зачем говорить, что он «отморозок» (в конце мая нынешнего года после озвученных Алексеем Кудриным в Минске сомнений относительно платежеспособности Беларуси А.Лукашенко сказал, что министр финансов России «полностью консолидировался с нашими отморозками (оппозицией. - ИФ) и начинает нас учить работать». - ИФ)?
Кроме того, в Минске говорят, что российский кредит хуже, чем кредит МВФ. С каких пор он стал хуже, если он выдан на 15 лет с пятилетней отсрочкой? А кредит МВФ - трехлетний. Тональность белорусской стороны получилась в данном случае непонятной. Мне как послу иногда становится неудобно: МВФ дает кредит - и ему от Минска одни слова благодарности. Россия дает кредит - то ее почему-то надо обязательно обидеть. Как же это так, мы же союзники? Получается, что Россия якобы насильно навязывает кредиты. Мы ничего не навязываем. Была просьба - мы согласились. Мы хотели, чтобы это все происходило на взаимоуважительных тонах», - заявил Суриков.