Экономисты советуют белорусам забирать валюту из банков прямо сейчас
- 30.03.2009, 8:28
Ситуация может ухудшиться внезапно и тогда забрать деньги будет очень проблематично.
В пятницу, 27 марта, председатель Ассоциации белорусских банков Феликс Чернявский сообщил о том, что по рекомендации Национального банка предельная ставка по валютным депозитам в банках с 1 апреля снижается до 10%. По его словам, с 1 мая или с 1 июня ставка может снизиться до 8%. Сейчас этот показатель находится на уровне 12%. Прокомментировать ситуацию корреспондент Euramost.org попросил президента Научно-исследовательского центра Мизеса, экономиста Ярослава Романчука.
– Каких-либо приемлемых объяснений этого шага Нацбанка не последовало. Чем всё-таки это могло быть вызвано?
– Объяснить это можно только тем, что ставки по депозитам очень и очень высокие, их обслуживание во времена снижения валютной выручки проблематично. Валютные операции, в ситуации, когда никто не покупает наш экспорт, так же проблематичны. Поэтому, данный шаг не более чем попытка снизить давление на банки. Но это может привести к тому, что люди, которые оставляли валютные вклады в банковской системе, просто начнут их оттуда забирать и складывать под матрасы. Я думаю, что эта опасность реально существует. А если ещё правительство допустит ещё одну девальвацию рубля, то люди отреагируют именно тем, что станут забирать деньги из банков.
– В то время как ставки по валютным депозитам уменьшаются, ставки по депозитам в белорусских рублях или остаются на прежнем уровне, или растут. Нацбанк объясняет это желанием не допустить долларизации белорусской экономики. Подобные меры действительно могут Нацбанку помочь в их программе дедолларизации?
– Она и так долларизирована. Хотя бы потому, что белорусы в период с 1 ноября до 1 марта уменьшили рублёвые депозиты более чем на 2,5 триллиона рублей. Говорить про дедолларизацию нельзя, потому само правительство, по существу стимулирует долларизацию. Например, правительство так и не отказалось от того, что бы отвязать платежи и налоги от валюты. Идёт такая избирательная дедолларизация. Только там, где правительство снизить или изменить риск для населения и для предприятий.
– Вы припомнили страшные для любого белоруса слова об очередной девальвации. Насколько она возможна?
– Она реально возможна и она будет. Всё зависит от того, когда закончится очередной кредит. Просто наш платёжный баланс и ситуация в торговле свидетельствует о том, что нам девальвации просто не избежать.
– И какова она на ваш взгляд будет?
– Всё зависит от того, сколько мы денег получим от России. И как будет «опускать» свой доллар Обама. Если он вбросит в экономику 1 триллион долларов, то, безусловно, это уменьшит давление на белорусский рубль. Но девальвация реальна видна из того платёжного баланса, из того торгового баланса, который мы имеем. Если в 2007 году наш платёжный баланс был 6,6% ВВП, в 2008 году он составил 8,5%, то в этом году он будет ещё худший. Отсюда и вытекает, что если Национальный банк не будет уменьшать темпы печатанья денег, то девальвация будет уже весной, а при хорошем раскладе - в конце лета.
– Что бы вы могли, как экономист, посоветовать тем людям, у которых есть валюта и они решают, куда её положить: в банк или под матрас? Что лучше в такой ситуации делать?
– Если денег не очень много, то вполне приемлем и вариант с банками. Но если вы знаете, что деньги вам понадобятся в, например, второй половине года, то лучше их снять в ближайшее время. Ситуация ухудшиться может внезапно и тогда забрать деньги из банка будет очень проблематично. Сегодня банки средства пока ещё имеют, но они могут очень быстро с деньгами расстаться. Всё потому, что валютной выручки предприятия фактически не получают.
– Я уточню: совет касался именно валютных вкладов?
– Да, именно валютные. Потому, что для того, что бы их обслуживать, необходимо где-то валюту брать. Или рубли по этому курсу. А это очень большая нагрузка на банковскую систему, которая, как известно, так же не получает деньги из воздуха. Нужно, что бы предприятия зарабатывали и сами банки зарабатывали, выдавая, например, кредиты людям. А люди под такие высокие ставки процентов не берут.