Российские ученые предупреждают о риске аварии на будущей белорусской АЭС
- 10.06.2009, 9:42
Российские эксперты уверены, что в строительстве АЭС в Беларуси нет необходимости. Сэкономить на экспорте природного газа можно и другими менее опасными и недорогими способами.
Согласно исследованиям и прогнозам ученых, описанным в монографии «Снижение потребления природного газа в Беларуси: ядерный и инновационный сценарии», экономические расчеты, на основании которых белорусские власти приняли решение о строительстве АЭС, не учитывают ряд принципиальных моментов, сообщают «Белорусские новости».
В частности, на будущей белорусской атомной станции велика вероятность аварии. При этом строительство АЭС не поможет Беларуси избавиться от энергетической зависимости от России, а затраты на строительство и эксплуатацию станции станут серьезным испытанием для бюджета и всей белорусской экономики.
Белорусская сторона не раз заявляла, что наша станция будет одна из самых безопасных. Однако у российских экспертов свое мнение. Как рассказал в интервью «Белорусским новостям» кандидат технических наук, эксперт Международного социально-энергетического сообщества (Москва) Игорь Шкрадюк, существует риск аварии на будущей белорусской АЭС.
«Российская сторона намеревается строить энергоблоки ВВЭР-1000. Между тем это известная конструкция реактора, который производится для АЭС с 60-х годов. Несмотря на определенные технические изменения, такие реакторы по-прежнему допускают взрыв».
По словам эксперта, «в 1985 году как раз на похожем реакторе произошла авария на подводной лодке в бухте Чажма. Взрыв произошел в ходе плановой остановки реактора для замены ядерного топлива. А плановые остановки реакторов будущих АЭС неизбежны. Такова их особенность».
Так как один белорусский энергоблок будет составлять 12% от мощности всей энергосистемы Беларуси, то его плановая или аварийная остановка поставит на уши всех энергетиков Беларуси. А в случае аварии «основные траты на ликвидацию последствий лягут на плечи государства».
Как отмечают российские эксперты, самые большие риски в работе АЭС — в начальный период эксплуатации и в момент приближения к выработке ресурса. «Ввод в эксплуатацию в течение нескольких лет шести энергоблоков (в Беларуси, Литве, России) и одновременный вывод из эксплуатации Игналинской АЭС будут создавать наивысшие вероятности аварийных ситуаций на АЭС. Эти транснациональные риски не принимались во внимание при принятии национальных решений о строительстве АЭС».
При этом строительство АЭС в Беларуси приведет к тому, что более 50% электроэнергии в стране будет вырабатываться на двух станциях — АЭС (2 тыс. МВт) и Лукомльской ГРЭС (2 430 МВт). Такая концентрация мощности чревата крупными авариями в энергосистеме и большими убытками для экономки.
Это далеко не все экономические риски, которые будут сопровождать строительство и эксплуатацию АЭС в Беларуси. Как считают российские эксперты, рост стоимости в процессе строительства является принципиальным фактором при оценке окупаемости и рентабельности атомных проектов. Например, стоимость реактора в Финляндии (1600 МВт) выросла в ходе строительства с контрактных 3,2 млрд. евро до 4,7 млрд. евро. При этом проект далек от завершения.
Это, в свою очередь, влияет на стоимость электроэнергии, получаемой на АЭС. В 2008 году, в связи с ростом стоимости строящегося реактора во Фламанвиле (Франция) на 20%, компания Areva увеличила прогнозируемую стоимость продаваемой электроэнергии с 4,5 до 5,4 евроцента за кВт/час, что было выше заявленных ранее 2,54-3,93 евроцента за кВт/час.
Белорусские независимые экономисты, кстати, не раз обращали внимание на то, что высокая стоимость электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, может отрицательно сказаться на экономике страны.
Российские эксперты, в свою очередь, обращают внимание на возможный рост затрат на покупку уранового топлива. Во-первых, продолжают дорожать услуги по обогащению урана. Во-вторых, цена природного урана выросла с 10-12 долларов за фунт в середине 2003 года до 130 долларов в 2007 году, или более чем в 10 раз. Тенденция ускоренного роста стоимости природного урана будет только закрепляться в связи с дефицитом его предложения на рынке.
Кстати, строительство АЭС, по словам Игоря Шкрадюка, не избавит Беларусь от энергетической зависимости от России: «Беларуси придется покупать ядерное топливо именно у России, а не у западных компаний. Это связно с технологическими особенностями нашей станции».
По данным Росатома, складские запасы, покрывающие потребности в уране на 30%, будут исчерпаны к 2015 году — периоду планируемого ввода первого белорусского атомного энергоблока. Предполагается, что выбытие источника урана будет компенсировано за счет открытия новых рудников. Однако это потребует значительных финансовых затрат, что также может привести к росту стоимости уранового топлива.
Большие расходы понесет наша страна и в случае договоренности с Россией на вывоз к соседям отходов ядерного топлива. Например, стоимость хранения отходов украинских АЭС выросла в 2009 году по сравнению с 2008 годом с 360 до 423 долларов за килограмм тяжелого металла. Эксперты не сомневаются, что стоимость хранения ядерных отходов будет расти и дальше.
Наконец, большие экономические риски для Беларуси связаны с выводом белорусской АЭС из эксплуатации. По данным Совета по национальным ресурсам США и Агентства по атомной энергии, стоимость вывода из эксплуатации станции оценивается в 10-15% от стоимости объекта. Однако эти оценки существенно занижены.
В США затраты на вывод из эксплуатации энергоблока АЭС Maine Yankee энергетической мощностью в 900 МВт до состояния «зеленой лужайки» составили около 500 млн. долларов, превысив затраты на строительство (340 млн. долларов).
Избежать финансовых проблем, связанных со строительством АЭС, и при этом снизить энергозависимость от России Беларусь вполне способна с помощью использования альтернативных источников энергии, убежден И.Шкрадюк. По его словам, только строительство ветропарка из 3,5 тысячи ветряков позволит Беларуси производить достаточно электроэнергии, чтобы отказаться от строительства двух блоков АЭС.
«По моим расчетам, строительство ветропарка, замещающего два энергоблока АЭС, потребует вложения 7 млрд. долларов, включая подготовку к производству. Это дороже изначальной стоимости АЭС, но меньше кредита, который Беларусь запрашивает на строительство АЭС у России», — подчеркнул И.Шкрадюк.
Согласно расчетам, проект окупится через 10 лет после начала строительства. Себестоимость производства электроэнергии без стоимости финансовых услуг составит 3,01 цента на кВт/ч.
По мнению И.Шкрадюка, Беларусь также имеет значительный потенциал для использования в энергетических целях отходы животноводства. «Количество навоза, производимого белорусским скотом, позволяет получить объем биогаза, достаточный, чтобы заместить один энергоблок АЭС», — подчеркнул эксперт.