Белорусская солидарность: пикеты, граффити, эстафетные голодовки
- 16.07.2009, 18:32
С первого Дня солидарности в октябре 2005 года в Беларуси и за ее пределами прошли сотни мероприятий в поддержку жертв репрессий Лукашенко.
В первую очередь, в поддержку семей исчезнувших политиков и общественных деятелей, репрессированных и политзаключенных, сообщает «Радыё Свабода».
Всплеск политической активности оппонентов режима произошел в 2006 году - в период президентских выборов, который отметится беспрецедентным размахом карательной машины властей.
Сразу после объявления результатов голосования тысячи несогласных остались на Октябрьской площади Минска. Неделя публичного протеста закончилась жестким уничтожением палаточного лагеря белорусским ОМОНом. Больше тысячи человек были оштрафованы и приговорены к административным арестам.
В День Воли 25 марта 2006 года был задержан один из кандидатов в президенты Александр Козулин. Фактически с этого дня началась продолжительная кампания за освобождение Козулина и других политзаключенных, которые после каждой акции оппозиции пополняли список арестованных.
В начале апреля 2006 года по всей стране прокатилась волна пикетов с требованием освободить Козулина. В Минском парке 50-летия Октября на участников пикета было организовано нападение: больше десяти молодых людей в черном поломали стенды с портретами экс-кандидата в президенты и растяжки «Свободу Козулину». К требованию освободить Козулина добавилось еще одно - прекращение уголовного преследования лидеров молодежной организации.
В мае того же года около 100 человек в течение 20 дней принимали участие в эстафетной голодовке. Демократические активисты требовали прекратить уголовные дела против молодофронтовцев, протестовали против исключения молодых людей из учебных заведений за участие в акциях оппозиции.
На стенах колонии в Шклове и на ближайших зданиях появились политические граффити в поддержку лидера «Маладога фронта» Змитера Дашкевича. Десятки надписей требовали - «Свободу Дашкевичу!» Напомним, что на тот момент по обвинению за участие в незарегистрированной организации Дашкевич отбывал наказание именно в Шкловской колонии.
Надеясь на реакцию международной общественности, политические партии и общественные демократические организации направили десятки обращений в адрес авторитетных международных организаций. В обращениях акцентировалось внимание на состоянии с правами человека в Беларуси, фактическом отсутствии свободы слова и волеизъявления. Белорусский вопрос стал первоочередной повесткой дня комиссий ООН, Парламентской Ассамблеи Совета Европы, правозащитных организаций. В результате репрессий руководство Беларуси получило расширенный список невъездных чиновников в страны Евросоюза и экономические санкции против стратегических предприятий промышленности.
В 2007-м году белорусские власти проявили религиозную нетерпимость. В здании церкви «Новая жизнь» верующие-протестанты объявили голодовку в знак несогласия с судебным решением, согласно которому верующих лишили земельного участка, а храм перевели в городскую собственность. После того как на 23-й день нескольких голодающих отвезли в больницу, Высший городской суд опротестовал судебные решения.
Акция предпринимателей 10 января 2008 года дала старт новым громким делам - так называемому «Процессу 14-ти», а также отдельно выделенным делам Сергея Парсюкевича и Андрея Кима. Практически каждое судебное заседание сопровождалось пикетами и акциями поддержки арестованных.
Политические преследования закрепил в Беларуси новый вид высказывания своей солидарности - через эстафетные голодовки. 10 марта2008 года в знак солидарности с политзаключенными эстафетную голодовку начали оппозиционные политики.
Политик и правозащитник Людмила Грязнова, участница пикетов и эстафетных голодовок, акцентирует внимание на том, что многие категории людей просто не знают, как использовать акции солидарности:
«Может, парадоксальная мысль, но сегодня в нашей стране, наверное, наиболее защищенными являются активисты оппозиции. Потому что мы солидарны и поддерживаем в первую очередь друг друга. Другие же категории - предприниматели, представители интеллигенции, которых за какие-то незначительные нарушения сажают в тюрьму - менее защищены. Потому что сидят отдельно, потому что трясутся и боятся. И тот стереотип, что белорусы прячутся в «бульбу» - яркий пример того, что это очень неудобная и рисковая тактика. Нужно поднимать все окружение, всех своих знакомых, родственником, бежать к правозащитникам, ко всем небезразличным людям и поднимать волну. Это я обращаюсь в первую очередь к простым людям, которые попадают в такого рода ситуации и остаются наедине со своей бедой. Только бороться и быть солидарными друг к другу».
Среди последних примеров общественной солидарности с теми, кто находится в беде, - требования десятков оппозиционных политиков освободить Николая Автуховича и его коллег Юрия Леонова и Владимира Осипенко. 13 июля письмо такого содержания бывший политзаключенный Александр Козулин передал послу Польши в Минске Хенрику Литвину. Напомним, что 16 июля политзаключенный Николай Автухович после трех месяцев проведения голодовки протеста в СИЗО №1 ГУВД Мингорисполкома объявил об ее прекращении.