BE RU EN

Эдминас Багдонас: «Не хотелось бы видеть только красивые лозунги и презентации»

  • 26.02.2010, 17:56

Чрезвычайный и Полномочный Посол Литовской Республики в РБ Эдминас Багдонас рассказал о сегодняшних белорусско-литовских отношениях.

Литовский дипломат дал интервью информационному агентству «Интерфакс».

- 11 марта Литва будет отмечать 20-летие восстановления своей независимости. На каких наиболее значимых успехах своей страны вы хотели бы акцентировать внимание по прошествии этих 20 лет?

- Сам факт того, что произошло 11 марта, был выстрадан страной, восстановление независимости очень тяжело далось литовскому народу. Это событие имело и имеет сегодня очень большое значение для единения народа, большое значение с точки зрения быть услышанным в мире. Что произошло за эти 20 лет? Если провести в Литве опрос, то, наверное, только 1% граждан страны сказал бы, что в то время был сделан неправильный шаг. Конечно, есть люди, которые недовольны нынешней ситуацией в Литве, усугубленной кризисом, который привел к непопулярным мерам по уменьшению зарплат, пересмотру пенсионных выплат. Но нельзя эти минусы ставить на одни весы с независимостью, свободой, гордостью. Эти 20 лет Литва - самостоятельная, независимая, состоявшаяся страна, равноправная среди других государств. У нас нет мысли о том, что нужно доказывать: мы - часть Европы. Мы чувствуем себя европейцами. Значимым для Литвы достижением является то, что у нас есть взаимопонимание с соседями.

- Насколько оправданными оказались ожидания Литвы от вступления в ЕС и НАТО?

- На мой взгляд, абсолютно оправданными. Безусловно, есть люди, которые высказывают сомнения по этому поводу. Это их право. Но решение о членстве Литвы в ЕС и НАТО принималось на референдуме. Нравится кому-то или нет, но НАТО на сегодняшний день - самый сильный, самый влиятельный и самый ответственный альянс. Мы - часть этого альянса. Поэтому я, моя семья, мои знакомые очень спокойно чувствуем себя в плане безопасности. Я горжусь, что Литва является членом Европейского союза, тем, что наши вопросы в Европе решаются только с участием самих литовцев.

- Насколько я понимаю, Литва по-прежнему видит себя в еврозоне?

- На сегодняшний день наша перспектива - 2014 год. Хотя еще в 2007 году мы могли войти в зону евро. Так получилось в то время, что из всего комплекса Маастрихтских критериев мы не выполнили один пункт. Хотя некоторые другие страны с гораздо худшими показателями были приняты в еврозону. В дальнейшем свою негативную роль сыграл кризис, в первую очередь с психологической точки зрения. По оценкам экономистов, в Литве спад может продолжиться до лета нынешнего года, после чего мы начнем подниматься. Конечно, если бы мы были в еврозоне, то нам было бы легче выходить из нынешней ситуации. Но я не драматизирую обстановку и стопроцентно уверен, что преодоление трудностей и вхождение Литвы в еврозону является вопросом времени, близкой перспективой.

- Можно ли сегодня говорить о каком-то новом качестве литовско-белорусских отношений с учетом в том числе состоявшегося визита в Вильнюс Лукашенко?

- Конечно, такие встречи придают динамику отношениям. Эти встречи, как модно сейчас говорить, дают шанс для перезагрузки отношений, возможность оценить перспективы продолжения диалога.

- Лукашенко будет приглашен на мероприятия по случаю 20-летия восстановления независимости Литвы?

- Вы, наверное, слышали реакцию нашего президента. Я только могу повторить, что, если будет реакция со стороны Беларуси по известному вопросу и она будет услышана и понята в Литве, тогда наш президент примет решение.

- Этот вопрос касается генерала Усхопчика?

- Да.

- Это тема по-прежнему обсуждается белорусской и литовской сторонами?

- Да.

- Можно ли говорить о каких-то позитивных для Литвы изменениях в диалоге с Беларусью по данному вопросу?

- Да. Возможно, вы скоро об этом узнаете.

- Следует ли ожидать серьезных изменений в выстраивании литовско-белорусских отношений по линии внешнеполитических ведомств с приходом нового главы МИД Литвы?

- Нет. Конечно, каждый министр, как личность, привносит что-то свое в работу внешнеполитического ведомства. Но в Конституции у нас четко записано, что внешнюю политику в Литве осуществляет президент вместе с правительством.

- По вашему мнению, могла бы Литва взять на себя функции посредника в развитии диалога между ЕС и Беларусью?

- С того времени, когда Беларусь заявила о возможности диалога с ЕС, Литва оказывает содействие в его развитии. Речь идет о нашей постоянной работе и в Еврокомиссии, и в Европарламенте, на различных международных форумах. Литва имеет непосредственное отношение к вступлению Беларуси в Восточное партнерство, участию в работе Совета государств Балтийского моря. Сегодняшний разговор по облегчению визовых процедур в отношении Беларуси - это тоже наша инициатива. Не могу сказать, что стопроцентно все контакты Беларуси с ЕС идут через Литву. Но мы постоянно в каком-то контексте участвуем в этом процессе. Не ошибусь, если скажу, что в наметившемся потеплении отношений между Беларусью и Западом значительную роль сыграла литовская дипломатия. Это, кстати, признают и в Минске.

-Белорусские чиновники в последнее время говорят об отсутствии шагов в реализации программы Восточного партнерства. Не оправдываются их ожидания относительно получения помощи, в том числе финансовой, со стороны ЕС на реализацию представленных проектов.

- Сразу же было заявлено, что на первоначальном этапе участникам Восточного партнерства в рамках программы может быть выделено 600 млн. евро. Наверное, на первом этапе это немало. Но следует понимать, что Восточное партнерство - это не какой-то финансовый фонд. Это в первую очередь инструмент углубления и вхождения в европейские процессы. Именно через Восточное партнерство Беларусь может искать инвестиции. Минск представил несколько позиций по своему участию в инициативе. Но пока это просто предложения, они сами по себе не заработают. Необходимо лоббировать свои проекты, встречаться, постоянно работать.

- Белорусское правительство заявляет об успехах в либерализации экономики, создании благоприятного инвестиционного климата. Наверное, стоит ожидать, что литовский бизнес просто-таки оккупирует Беларусь?

- Есть декларации, декреты, указы, списки объектов, планируемых к акционированию. Хотя замечу, что между акционированием и приватизацией большая разница. Конечно, белорусский рынок, экономика привлекательны для иностранного капитала, у ваших промышленников, предпринимателей огромный потенциал. Мы видим интерес к Беларуси со стороны крупных мировых компаний. Но чему-то порадоваться можно будет тогда, когда будет результат. Не хотелось бы видеть только красивые лозунги и презентации. Пока не видно, что в Беларусь спешат инвесторы, выстраиваются очереди желающих вложить свои деньги. Значит, нужно еще что-то, возможно, надо предпринять какие-то нетрадиционные шаги. Мы понимаем, что в экономическом смысле в Беларуси присутствует советское наследие. Надо понимать, что никто не будет инвестировать, не видя здесь со стороны белорусских партнеров понимания рынка как такого, соответствующих гарантий.

Мы все-таки рассчитываем, что в скором времени получим эффект от проведения теперь уже на регулярной основе литовско-белорусских экономических форумов, деловых встреч, инвестиционных семинаров. Результат должен быть, тем более что положительные примеры нашего сотрудничества уже есть. Например, участие литовской компании Senukai в создании в Минске строительного гипермаркета. Сегодня эти инвесторы предлагают белорусской стороне расширить свой бизнес. Замечу, что сюда приходят не только большие деньги, но самое главное, ноу-хау, формы работы, применяемые в Финляндии, Германии. В свое время мы сделали кучу ошибок в процессе приватизации. Мы знаем и хорошее, и плохое в этой работе, и поэтому Литва могла бы помочь Беларуси избежать этих ошибок в этом процессе.

Говоря о двусторонней торговле, я бы отметил, что цифры нашего товарооборота приличные, несмотря на влияние глобального кризиса. Я очень рад тому, что Клайпедский порт становится этаким белорусским национальным портом.

- Беларусь передала соседним странам доклад об оценке воздействия будущей АЭС на окружающую среду. Есть ли у литовской стороны замечания по данному документу? Литву по-прежнему волнует решение Беларуси построить АЭС вблизи своей границы?

- Конечно, волнует. В конце января мы провели консультации по линии энергетических ведомств, где обсуждались в том числе вопросы строительства АЭС в Беларуси. Белорусская сторона передала нам этот доклад, но я пока не могу сказать, есть ли технические замечания с литовской стороны по данному документу. Никто не вправе вмешиваться, где вы должны строить, что строить и на чьи деньги. Но есть право и у нас спросить: а почему вы строите в 40 километрах от нашей границы? Очень хорошо, что есть платформа и форумы для дискуссий, мы постоянно ведем разговор для того, чтобы не было недопонимания по самым щепетильным вопросам. Чем больше в этом вопросе будет транспарентности и открытости, тем больше у нас будет понимания и доверия.

- А может, Литву больше волнует вопрос не размещения белорусской АЭС, а то, кто будет ее строить?

- Вполне возможно. Мы не знаем, какого типа реактор будет строить у вас Россия. Еще один момент. В Беларуси говорят о диверсификации поставок энергоносителей и необходимости ухода от зависимости одного поставщика ресурсов. И тут же Россия планирует построить у вас огромный энергетический комплекс. Поэтому, наверное, еще рано говорить о минимизации этой зависимости.

- После закрытия Игналинской АЭС Литва столкнулась с дефицитом электроэнергии. В качестве одного из вариантов решения проблемы уже долгое время рассматривается возможность получения украинской электроэнергии транзитом через Беларусь. Что не получается?

- Хотелось бы обратить внимание на то, что Игналинская АЭС не закрыта. Остановлен реактор, а сама станция будет работать еще до 2030 года. Ее необходимо постепенно выводить из эксплуатации, демонтировать. Поэтому люди не выброшены на улицу, они все будут работать. Под это выделены огромные деньги, обозначены социальные гарантии.

Проблема недостатка электроэнергии решается Литвой посредством ее приобретения на свободном рынке. По поводу приобретения украинской электроэнергии скажу, что по данному вопросу есть взаимопонимание литовской и белорусской сторон. Это одна из форм сотрудничества, она, возможно, будет работать, этот вопрос не снимается с повестки дня.

- Когда все-таки может быть подписано соглашение между Литвой и Беларусью о малом приграничном движении? Что мешает заключению этого соглашения?

- Единственное, могу сказать, что этот вопрос не ко мне. Мы были готовы подписать это соглашение 16 сентября 2009 года. Тогда соглашение не было подписано по той причине, что белорусская сторона заявила о необходимости окончания внутренних процедур.

Апошнія навіны