Европейские министры: Режим Лукашенко потерял легитимность
- 19.12.2011, 0:00
В ведущих европейские СМИ о Беларуси написали министры иностранных дел Великобритании, Швеции, Польши и Германии.
Приводим полный текс статьи Карла Бильдта, Уильяма Хейга, Радослава Сикорского и Гидо Вестервелле.
Ровно год назад Александр Лукашенко нарушил обещание, данное собственному народу и международному сообществу о том, что он будет создавать более либеральную политическую обстановку в Беларуси. Вечером 19 декабря 2010 года мы увидели, как ОМОН жестоко избивает тех, кто вышел на улицы, чтобы мирно продемонстрировать несогласие со сфальсифицированным переизбранием Лукашенко. Перед выборами мы наблюдали ободряющие знаки перемен во взглядах Лукашенко в сторону постепенного продвижения к плюрализму и приемлемым европейским стандартам. Европейский Союз приветствовал эти сигналы и предлагал новые области для сотрудничества при условии, что такие перемены к лучшему на самом деле произойдут. Больше всего нам хотелось бы видеть Беларусь строящей свое демократическое, процветающее и безопасное будущее и в нормальном режиме сотрудничающей с Европейским Союзом и другими своими соседями.
Вместо этого мы увидели, как сотни невинных участников протеста оказались в тюрьме. Многие из них были приговорены к тюремному заключению по политическим мотивам в результате судебных процессов, проходивших со множеством нарушений. Среди приговоренных было несколько кандидатов в президенты, единственным преступлением которых было то, что они осмелились соперничать с Лукашенко на выборах. За этим последовало безжалостное преследование представителей оппозиции, независимой прессы и активистов гражданского общества, которые высказывали сомнения в легитимности режима и методах, которые он использует. Студентов исключали из университетов, люди теряли работу, в домах проводили обыски, в офисах общественных организаций и независимых изданий конфисковывали компьютеры.
Не удовлетворившись подавлением всех, кто придерживается иных политических взглядов, Лукашенко обратил свой взгляд на тех, кто пытается их защищать, посадив в тюрьму известного правозащитника Алеся Беляцкого. Приговоренный к четырем с половиной годам тюремного заключения по сфабрикованному обвинению в уклонении от уплаты налогов, он пополнил список политических заключенных. Более того, Лукашенко изменил законодательство, чтобы еще более сузить практически несуществующее пространство для выражения политических взглядов и проявления гражданской активности.
Беларусь превратилась в страну, живущую в страхе. Многие мужественные и смелые люди страдают от нечеловеческого обращения в тюрьмах, потому что противостоят попыткам заставить их сознаться в преступлениях, которых они не совершали. Мы очень обеспокоены положением этих людей, включая Андрея Санникова, Николая Статкевича, Дмитрия Дашкевича и Дмитрия Бондаренко.
Очевидны и более широкие последствия такой глупой и эгоистичной политики. Сосредоточив все внимание на кампании по подавлению любого сопротивления, беларуский режим не уделял внимания экономическим проблемам в стране и не делал ничего для того, чтобы заложить основы для будущего экономического роста через модернизацию. Результатом стала стремительная неконтролируемая инфляция и резкая девальвация национальной валюты, что привело к серьезному падению уровня жизни.
Отбросив все притязания на политическую легитимность, Лукашенко бросился защищать свою экономическую легитимность, начав распродавать активы Беларуси, чтобы подпитать дисфункциональную экономическую модель, основанную на административном контроле. Полученных от России за продажу Белтрансгаза двух с половиной миллиардов долларов хватит на какое-то время для того, чтобы удержать экономику на плаву. Но до тех пор, пока не будут осуществлены, как предлагает МВФ, коренные экономические реформы, Беларусь не сможет избежать гиперинфляции. Разумная приватизационная политика и стимуляция частного бизнеса могли бы вывести беларускую экономику на устойчивую основу, но Лукашенко отказывается это делать.
Около 70% беларусов работают в государственном секторе, и большинство из них - по краткосрочным трудовым контрактам. Это серьезное оружие квази-тоталитарного контроля. Любой работник, заподозренный в инакомыслии, рискует потерять работу. Если бы частному бизнесу было разрешено свободно развиваться в Беларуси, Лукашенко потерял бы свою власть над большей частью населения. Точно также он потерял бы власть над государственными финансами, позволяющими ему вознаграждать бизнес-элиту и сохранять их лояльность.
В ответ на продолжающиеся репрессии Лукашенко против своего собственного народа у нас нет другого выбора, кроме как выступать за укрепление политики EC по отношению к Беларуси как через режим санкций, так и путем поддержки, оказываемой ЕС беларускому гражданскому обществу.