Станислав Шушкевич: Про Лукашенко лучше спрашивать у психиатра
- 16.10.2012, 18:07
То, что сейчас творится в Беларуси - это позор рода человеческого, считает политик.
«Трудно поверить, что достигшие невиданного размаха ложь, диктатура и тоталитаризм сегодня возможны в цивилизованном мире. Однако, такой режим «батьки» выгоден России, а Европа, кроме провозглашения громких деклараций, ничего не может и не хочет делать», - считает Станислав Шушкевич, первый председатель Верховного Совета Республики Беларусь, доцент, профессор, советский и белорусский политический деятель, подписавший в 1991 году Беловежские соглашения о ликвидации СССР, а ныне активный участник белорусской оппозиции, который дал эксклюзивное интервью Русскому TVNET.
- Не обойтись без, скорее всего, уже надоевшего вам вопроса: когда вы в 1991 году вместе с Ельциным от России и Кравчуком от Украины подписывали так называемые Беловежские соглашения, означающие прекращение СССР и создание СНГ, было ощущение, что творите историю?
- Нет, у меня такого ощущения не было. Мне казалось, что нужно что-то делать и я был рад, что мы с Ельциным и Кравчуком понимаем друг друга в этом вопросе. Ощущение, что свершилось что-то глобальное, возникло позже, когда я возвращался в Минск в роскошном автомобиле, именуемом в народе «членовоз», и по всем радиостанциям на разных языках рассказывали о Беловежском соглашении, распаде СССР и создании СНГ. Тогда-то я и понял: да, мы кое-что сотворили.
- Существует информация, что при ратификации в Верховном Совете Беларуси Беловежских соглашений, нынешний правитель Лукашенко, по одним данным, был единственным депутатом, проголосовавшим против, по другим — не участвовал в голосовании, а по третьим — воздержался при голосовании. Позже Лукашенко оценил распад СССР как «величайшую геополитическую катастрофу XX века». Как вы можете это прокомментировать?
- Могу сказать лишь одно, - врать, глядя в глаза, это то одно из немногих искусств, которым Лукашенко владеет безукоризненно. Он нагло врет, когда заявляет, что выступал против ратификации. Тогда против был лишь один человек, профессор университета, юрист и мой хороший знакомый.
- Недавно в Беларуси проходили «парламентские выборы». Европа не признала их, а глава Европарламента Мартин Шульц заявил следующее: «Я глубоко сожалею, что «парламентские выборы» в Беларуси в очередной раз не соответствовали международным стандартам справедливого и прозрачного избирательного процесса. В ситуации, когда лидеры оппозиции остаются в тюрьме, когда некоторым оппозиционным кандидатам отказано в регистрации, а народу затыкают рот, произошла насмешка над демократическими выборами». ЦИК Беларуси же признал «выборы» состоявшимися...
- В Беларуси нет выборов с 1996 года. У нас проходят лишь мероприятия, называемые «выборами», но голосов никто не считает, а в избиркомах сидит лишь 1% представителей оппозиции. Результаты фальсифицируются иногда даже таким наглым образом, что зарубежные наблюдатели вообще не верят, что такое может быть в цивилизованном мире. Так что у нас никакие не выборы, а просто назначения на должности сторонников режима Лукашенко.
- Также глава Европарламента подчеркнул, что Евросоюзу теперь предстоит разработать эффективную стратегию отношений с Беларусью, то есть «решить, как твердо реагировать на вопиющие нарушения прав человека и верховенства закона и как поддерживать белорусский народ и его гражданское общество». Совет ЕС даже призвали отдать Нобелевскую премию для помощи гражданскому обществу Беларуси. Так как конкретно Европа может повлиять на ситуацию в вашей стране?
- Европа принимает замечательные декларации, ну и кое-кого не пускает из Беларуси в цивилизованный мир, наших, я бы сказал, 100%-ых подонков.
Больше Европа ничего не может сделать. Все разговоры о каких-то санкциях против Беларуси — это пустое! Никогда никаких ощутимых санкций не было, да и быть не может. Для этого Европа должна раскошелиться. Ведь от санкций пострадают обе стороны, в том числе и ваши латвийские бизнесмены. Поэтому Европа на такой шаг не идет.
- Информация из вашей страны и о ней приходит самая противоречивая. Согласно официальной, фильтруемой и дозируемой, страна развивается, «цветет и пахнет». Оппозиция же через портал charter97.org, а также многие, если не почти все, западные СМИ показывают Беларусь как практически единственный в Европе оплот тоталитаризма, стагнации, и как страну, где отсутствуют элементарная демократия и права человека. Кому верить?
- Разумеется, абсолютно правы западные СМИ: ни о каких правах человека в Беларуси не может быть и речи. У нас грубо нарушается даже наша убогая конституция. То, что происходит сегодня в нашей стране — это позор рода человеческого!
- А насколько сегодня сильна оппозиция в Беларуси?
- Сам термин «оппозиция» применительно к Беларуси употреблять нельзя. Оппозиции у нас нет, поскольку она просто-напросто была выброшена из «парламента». Существуют люди, которые недовольны властью, но они же не могут действовать нормальными оппозиционными методами, участвовать в выборах и т. д. Тех, кто противостоит власти, достаточно много, но ведь у нас очень жесткий и подлый режим.
Например, в декабре 2010 года в знак протеста против фальсификации выборов на наш центральный проспект в Минске вышло больше людей, чем в свое время в трехмиллионном Киеве на Майдан. Тогда со всех областей Беларуси в Минск были стянуты омоновцы, которые всех безжалостно избивали. В такой ситуации оппозиции действовать очень трудно.
- Скажите, как сейчас живет, уж извините за нивелирование, среднестатистический белорус? О чем, например, говорят на кухнях, что, как и в советское время, является неким тайным Гайд-парком и индикатором дел в стране?
- Не знаю, о чем говорят на других кухнях. Я говорю не у себя на кухне, а достаточно открыто, что у нас подлая власть, что она не избираемая. И я могу об этом с уверенностью говорить, потому что у меня есть масса фактов, которые это подтверждают.
Кроме того, у нас же нет свободных СМИ. Есть две самоконтролируемые газеты, которые работают в режиме самоцензуры и много о чем писать не могут, иначе их прикроют. Так вот тираж обеих газет в неделю составляет всего 60 000 экземпляров, а тираж одной проправительственной «Советской Белоруссии» или как ее называют в народе «Советская б...» полмиллиона.
К тому же, Лукашенко же постоянно на экране, постоянно «сидит в телевизоре». У нас им уже даже детей пугают...
И как вы, скажите, можно победить в этой информационной борьбе?
Да и интернета в Беларуси то нет, то он основательно замусорен. Официальные сайты всегда доступны и работают бесперебойно, а вот уже упомянутый вами сайт оппозиции charter97.org часто бывает недоступен.
- Это что касается демократии и свободы слова... А с экономической точки зрения, как сегодня живет Беларусь?
- Сколько бы у нас не говорили, что средняя зарплата достигает чуть ли не 400-500 долларов (217 — 271 лат), это все вранье. Да, есть те, кто зарабатывают столько или даже побольше. Среди моих знакомых много учителей и преподавателей вузов, так я не знаю таких, кто зарабатывал бы хотя бы 350-400 долларов в месяц.
Белорусская власть очень ловко перекладывает финансовые проблемы на плечи людей. Вот смотрите. Белорусский рубль и российский рубль произошли от одного и того же советского рубля. Как известно, стабильность валюты в значительной мере является показателем стабильности экономики. Сегодня за один российский рубль дают почти триста белорусских рублей. Кроме того, у нас была деноминация, так что наш рубль по сравнению с российским обесценился почти в три тысячи раз.
- Но ведь Лукашенко постоянно заявляет, что в стране растут зарплаты, пенсии, выплачивается множество пособий...
- В начале этого года доллар у нас стоил 7000 рублей, сейчас он «весит» уже 8600. Народу подкидывают жалкие копейки, трубя повсюду, какой наш батька благодетель, но реальная покупательная способность все время падает.
- Недавно мои знакомые ездили в Беларусь и потом рассказывали, что будто бы вернулись, как пели «Битлз», «back in the USSR»...
- Я их могу понять, это весьма верное впечатление.
- Чем, по-вашему, объясняется феномен Лукашенко, который является правителем почти 20 лет? Он, оказывается, по специальности и «преподаватель истории и обществоведения», и «экономист-организатор сельскохозяйственного производства», служил в погранвойсках КГБ СССР, был секретарем комитета комсомола…Откуда такая, так сказать, «одаренность»?
- Совершенно однозначно, что Лукашенко наделила властью Россия, прислав сюда своего эмиссара Черномырдина, начала процедуру импичмента нормально действующего парламента. С той поры Лукашенко и слушается во всем Москву. Для России это очень выгодный спарринг-партнер, которого с удовольствием и поддерживают. Уберите Российскую подпорку и Лукашенко не станет очень быстро. Говоря об «одаренности» Лукашенко. Он почти всегда преднамеренно врет и создается впечатление, что сам верит в то, что говорит.
А из-за своей неграмотности он часто выдает такие перлы! Вручая медаль имени Франциска Скорины(белорусский гуманист первой половины ХVI в., ученый-медик, писатель, переводчик, художник, просветитель, первопечатник, - прим.ред.), «историк» Лукашенко сказал, что Скорина гулял по Санкт-Петербургу. Простите, но Санкт-Петербург начали строить лишь 150 лет спустя!
- Не секрет, что у Лукашенко и президента Венесуэлы Уго Чавеса особые, «дружественные» отношения. Правитель Беларуси даже заявил, что «провел бессонную ночь - следил за президентскими выборами в Венесуэле и переживал за своего друга и коллегу Уго Чавеса. Ведь тот в четвертый раз претендовал на главный пост в стране - и победил».
- Я скептически смотрю на демократические процессы в Южной Америке, но ведь даже там было подобие выборов, которое гораздо ближе к демократическому процессу, чем у нас, в Беларуси. Понятно, что диктатора тянет к диктатору, но Лукашенко до Чавеса ой, как далеко...
- Более того, очевидно, в своем желании вырваться из изоляции и хоть как-то выйти во внешний мир, Лукашенко дарит эмиру Катара Хамада бин Халифа аль-Тани белорусские государственные земли. Они предоставляются для «строительства резиденции и охотничьих вольеров». Катар получает земли в пользование безвозмездно и сроком на 99 лет. Размеры и границы владений в документе не указываются. Как сказал бы герой одной из известных кинокомедий, «так ведь никаких волостей не напасешься»...
- Я привык отвечать и комментировать информацию, которую знаю досконально. Если то, что вы говорите, именно так, то, надеюсь, он еще ответит за все перед белорусским народом.
- Беларусь де-юре является независимым государством. Насколько, как вы думаете, она независима де-факто?
- Россия в Беларуси что хочет, то и делает. У нее много рычагов воздействия, в том числе и «газовый краник». Однако, я бы сказал, что Беларусь не должна быть зависима от кого бы ни было. Она могла бы отдавать долю своего суверенитета в том случае, когда это выгодно, как это происходит, например в Евросоюзе. Выбор должен быть за Беларусью, а не за кем-то иным.
- Если произойдет чудо и Беларусь станет демократическим государством, она по-прежнему будет ориентирована исключительно на Россию или же начнет поглядывать и в сторону Запада?
- Это очень сложный вопрос. Где бы ни была Беларусь, на Западе или на Востоке, в любом случае произойдет пограничный «тектонический слом». Сейчас, например, граница Беларуси с ЕС (Литва и Польша) в чем-то напоминает граничу СССР с Европой. Многим, не только мне, кажется, что Беларусь должна пережить период государственного нейтралитета. Она должна по стандартам соответствовать странам ЕС и НАТО, но не вступать в эти организации. Как и в СНГ, который превратился в союз диктатур.
Ведь кроме Молдовы и чуть-чуть Украины все остальные участники СНГ — диктаторские государства. Это тоталитарные системы, с закаленными на советских принципах лидерами. Нет сегодня Союза независимых государств! Есть союз диктатур — сателлитов России.
- Лукашенко активно рекламирует своего внебрачного сына Колю и прочит его в приемники. Александр Григорьевич собирается так долго быть у руля аж до достижения Колей зрелого и разумного возраста?
- Это вопрос к психиатру, а не ко мне...