BE RU EN

The Huffington Post: Искра перемен для Беларуси

  • 22.10.2012, 19:03

Великое искусство и культура могут пересекать границы и даже разжечь искру перемен в людях.

В минувшие выходные я был в Амстердаме, где Европейский культурный форум представлял серию мероприятий под лозунгом «Представь себе Европу». Одно из представлений прошло в Амстердамском городском театре «Стадссхавбюрг» 5 октября при полном зале, пишет директор лондонского театра The Old Vic Tunnels Хэмиш Дженкинсон в интернет-издании The The Huffington Post (перевод - charter97.org). Приводим выдержки из статьи:

«Трэш-кухня» - новая работа Белорусского Свободного театра, подпольной труппы, которая регулярно подвергается преследованиям в своем родном городе Минске. Многие их друзья и коллеги были арестованы и брошены в тюрьму из-за своих взглядов. Сейчас актеры театра путешествуют, показывая свои постановки, а также занимаются политической деятельностью. В этом году двое руководителей Белорусского Свободного театра получили политическое убежище в Великобритании, где они сейчас живут в изгнании.

«Трэш-кухня» - это сильное и смелое исследование проблемы смертной казни. Послание этой постановки очевидно: Беларусь является единственной европейской страной, которая все еще осуществляет этот варварский метод наказания. Директора Белорусского Свободного театра Николай Халезин и Наталья Коляда побывали на всех континентах, где используют смертную казнь. Если бы не Беларусь, посещать Европу им бы не пришлось.

Представьте себе Европу без смертной казни. Рейс из Лондона в Амстердам занимает чуть более часа, до Беларуси лететь два с половиной. Госдеп США неоднократно выступал с критикой режима белорусского правителя Александра Лукашенко, назвав его «жестокой авторитарной диктатурой, которая откровенно игнорирует права человека и основные свободы».

Я узнал о Белорусском Свободном театре, когда Кевин Спейси сказал мне, что собирается идти на акцию протеста. Я тогда чуть не упал со стула. Это было впервые за семь лет совместной работы. Следующая новость, которую я узнал, было то, что фильмы с участием Кевина Спейси и Джуда Лоу запрещали в Беларуси из-за того, что они принимали участие в протестах возле белорусского посольства в Лондоне. Белорусский Свободный театр предложил мне стать их попечителем. Я согласился. Вероятно, у них самый гламурный попечительский совет во всем Лондоне с Майклом Грандажем, Дэвидом Ланом и Джудом Лоу в качестве попечителей и Кевином Спейси в качестве покровителя. Из-за плотного графика я был единственным, кто смог приехать в Голландию.

Во время приема я попытался выяснить, кто финансирует мероприятие и каким образом можно увеличить эту поддержку. Я встретил немца со светлыми волосами и в круглых очках, который был давним поклонником Белорусского Свободного театра. Он сказал, что деньги пришли из Америки через Немецкий фонд Маршалла.

В 2011 году представление Белорусского Свободного театра в Young Vic Tunnels в Лондоне было прервано. Один из зрителей встал и громко закричал: «Свободный театр финансируется иностранными державами, которые пытаются свергнуть правительство». Оказалось, что он был из посольства и делал фотографии во время спектакля. Их удалили перед тем, как разрешить ему уйти, ведь из-за них в Беларуси актеров могли подвергнуть преследованиям. Как попечитель, я знаю, что театр находится в отчаянном финансовом положении и нуждается в большем финансировании.

Это сложная дипломатическая ситуация: диктатор Лукашенко у власти - человек, который имеет сильные связи с Россией и давно правит своей страной, Европа, его новый партнер, который не может занять четкую позицию против нарушения прав человека, и риск осложнений отношений европейских стран с Россией. В стране нет полезных ископаемых вроде нефти или газа, ее единственным реальным ресурсом является сам народ. Механизмы для осуществления перемен в таких условиях сильно ограничены. Европейская система дипломатии работает в данной ситуации, отправляя в Беларусь «специальных» послов, - под этим я подразумеваю тех, кто не стремится поднимать шум, кто больше склонен к званым обедам, чем к суровой работе.

Позже я познакомился с бывшим послом Швеции в Беларуси, который является легендой в дипломатических кругах. Всего за год он научился разговаривать по-белорусски. В Минске он провел 7 лет. В конце концов, его выгнали из страны за высказывания о некоторых страшных зверствах режима. 7 лет — это достаточно большой срок для дипломата, чтобы провести его на одном месте. Возможно, он знал слишком много о мрачной мире пост-советской политики? Что можно сказать наверняка, так это то, что Швеция после высылки своих дипломатов из Минска закрыла белорусское посольство в Стокгольме.

Об этом много говорилось. Белорусские власти были возмущены акцией шведского рекламного агентства, которое сбросило около 800 плюшевых мишек с демократическими лозунгами над территорией страны. Но вряд ли это является достаточным поводом для закрытия посольства.

Лучшая шутка о Лукашенко, которую я услышал в тот вечер, была следующая: «Правитель просыпается в ночь после выборов и его приспешники ему говорят: «У нас для вас две новости — хорошая и плохая. Хорошая: вас снова выбрали президентом, плохая: за вас никто не проголосовал». ОБСЕ не признала прошедшие недавно в Беларуси «парламентские выборы» свободными и демократическими.

Великое искусство и культура могут пересекать границы и даже разжечь искру перемен в людях во время революций. Это может быть песня, стихотворение или книга, которые вдохновляют людей на какие-то действия. Любой, кому посчастливилось увидеть выступление Белорусского Свободного театра, будет чувствовать, что он имеет определенную актуальность и эффективность, которой никогда не сможет обладать бродвейский мюзикл. Таким был диссидент, поэт, драматург и политический деятель Вацлав Гавел, чьи пьесы были запрещены в его собственной стране, но который стал президентом Чехии. Как видим, такие вещи в этой части мира повторяются.

Апошнія навіны