BE RU EN

Газовый империализм

  • Збигнев Кузьмюк, Nasz Dziennik
  • 13.11.2012, 17:02

Путин усиливает влияние в ближнем зарубежье.

«Ближнее зарубежье» - это термин из арсенала СССР, а теперь и России, которым именуются территории бывших республик и даже страны прежнего СЭВ. Москва использует его в официальных внешнеполитических документах, придерживаясь такой линии, будто она имеет на эти территории какие-то особые права, хотя там, и уже давно, существуют независимые государства.

После того, что произошло в Грузии (то есть аннексии части ее территории - Абхазии и Южной Осетии), под прицелом путинской политики в последнее время оказалась Украина. Чуть более двух лет назад Россия успешно «присмотрела» там за президентскими выборами, и президентом стал Виктор Янукович - сторонник сближения Украины с Россией. Сейчас же, судя по всему, Москва также присмотрела за грузинскими парламентскими выборами.

Владимир Путин, еще будучи премьером, ездил на Украину и предлагал этой стране соглашение о присоединении к зоне свободной торговли с Россией, Беларусью и Казахстаном. ЕС долго медлил с подобным предложением со своей стороны, но потом европейские стратеги, видя, как Москва на востоке «расталкивает всех локтями», решили рискнуть и некоторое время назад сделали Киеву предложение. Украина колебалась, осознавая, что, с одной стороны, такая зона может стать первым шагом к членству в ЕС, но с другой, слышала из России недвусмысленные предостережения, часть из которых звучала как прямые угрозы.

Осенью прошлого года премьер Путин предложил Украине присоединиться к зоне свободной торговли, в которую в итоге вошли Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, а совсем недавно также Узбекистан. В качестве стимула Украине была предложены более выгодные цены на газ. Несколько лет назад Путин прижал к стенке экс-главу украинского правительства Юлю Тимошенко, и она согласилась на смену ценовой формулы в газовом контракте (именно за это соглашение она сейчас сидит в тюрьме). Сейчас россияне заманивает украинцев скидками: новые льготные цены могут принести этой стране большую экономию.

Взамен россияне, разумеется, хотят взять под свой контроль украинские нефте- и газопроводы, а также ожидают, что украинские предприятия снизят ставку транзита российского газа через территорию этой страны на запад и юг Европы. В то же время Украина парафировала соглашение о свободной торговле с ЕС, однако до его ратификации еще далеко, поэтому, представляется, что заработает оно не скоро (особенно после исхода недавнего парламентских выборов, на которых решительную победу одержала партия Януковича).

Следует также напомнить, что Польша, как один из соавторов программы «Восточное Партнерство» остается сторонницей сближения Украины с ЕС, а реализация данной программы была одним из приоритетов нашего председательства в Евросоюзе (к сожалению, не воплощенным в жизнь). Сейчас все указывает на то, что Россия стремится ослабить или вообще затормозить развитие этой программы, и готова использовать все доступные ей политические и экономические средства. Более того, столь демонстративное укрепление российского влияния в странах ближнего зарубежья должно стать предостережением для польского руководства, что наш сосед не намерен ни перед чем останавливаться. Несмотря на эти факты наша политика в отношении России и наши предложения касающиеся этой страны в рамках европейской политики грешат как минимум наивностью, если не сказать хуже.

Правительство Дональда Туска будто бы не замечает всего этого, и если и замечает, то будто бы этого не понимает. Благодаря выгодным ценам на энергоносители, составляющим основу ее экспортного предложения, Россия обрела новые силы, в том числе экономические, а ее лидеры (сейчас уже президент Путин и премьер Медведев) не отдадут без боя ни одной страны, входящей в зону ближнего зарубежья. Стоит лишь «робко» напомнить, что политики поколения Путина до сих считают Польшу, как бывшего члена СЭВ, частью этой зоны.

Высокий уровень цен на нефть, удерживающийся благодаря волнениям в Северной Африке и ожиданиям начала вооруженного конфликта между Ираном и Израилем, позволяет российскому Газпрому, главному поставщику газа в Европу, довольно потирать руки.

В 2011 году Газпром продал ЕС около 160 миллиардов кубометров газа, заработав на этом 70 миллиардов долларов. Цена поставляемого на европейский рынок газа растет одновременно с ценами на нефть, в 2011 году она составила в среднем 400 долларов за 1000 кубометров. В нашей стране она была еще выше. В прошлом году, когда страны Западной Европы платили за газ 400 долларов, мы - около 500, и эта ситуация сохранялась весь текущий год (на днях Польша получила 10-15-процентную скидку взамен за очередные уступки, в том числе, вероятно, специальный контракт поставок сырья для нового газового энергоблока, который планируется построить на электростанции в городе Остроленка). […]

Россияне, пользуясь улучшающейся финансовой ситуацией, стараются провести инвестиции в газовый сектор стран Западной Европы. С согласия правительства Ангелы Меркель они начали переговоры с немецким энергетическим концерном RWE.

Предложенная Газпрому покупка активов RWE (возможно, в виде увеличения капитала этой компании) - чрезвычайно важный шаг, имеющий стратегическое значение не только для немецкой экономики, но и для всех стран, в которых присутствует эта компания. Шаг стратегический, но, к сожалению, противоречащий записанному в Лиссабонском договоре постулату об энергетической солидарности, предполагавшей диверсификацию источников покупки энергоносителей с уменьшением зависимости от поставок из России.

Концерн RWE поставляет электричество для 20 миллионов и газ для 10 миллионов европейских потребителей, он присутствует на энергетическом рынке Словакии, Чехии и Польши. [...] Помимо этого RWE является участником стратегического для ЕС предприятия - консорциума Nabucco, который должен построить одноименный газопровод для поставок газа из бывших советских республик на запад Европы в обход России. Газпром, стремясь помешать воплощению этой инициативы, создал коалицию из нескольких компаний (в которую вошел, в частности, итальянский газовый гигант ENI) для создания конкурента европейскому Nabucco - 900-километрового газопровода «Южный поток».

Представляется, что с приобретением активов RWE Газпром сможет парализовать действия ЕС в отношении Nabucco. В таком случае «Южный поток» появится раньше, а европейский газопровод уже не найдет покупателей в Западной Европе и станет нерентабельным. Хотя Газпром уже практически в открытую ведет имперскую политику от имени России, польское правительство в отношениях с этой компанией действует так, будто бы этого не замечает. Помимо колоссальных уступок Газпрому, мы позволили навязать себе завышенную цену на газ (значительно превышающую ставки для Западной Европы), вследствие чего возрастает стоимость производства в промышленности и расходы домохозяйств. И это та осязаемая цена, которую нам приходится платить за наше сближение с имперской Россией.

Президент Бронислав Коморовский (Bronisław Komorowski) и премьер Дональд Туск почти в каждом своем высказывании о наших отношениях с Россией подчеркивают, что они становятся все лучше. Остается неясным, что служит критерием для такой оценки, поскольку в экономических вопросах ощутимые выгоды извлекает в первую очередь российская сторона. Более того, мы все чаще узнаем, что Россия готова даже напрямую вредить нашим интересам на востоке.

Совсем недавно независимое российское издание «Новая газета» в сотрудничестве со знаменитым порталом WikiLeaks опубликовало депеши из американских посольств в Вильнюсе и Москве, касающиеся того как российский вице-премьер Игорь Сечин заблокировал поставки нефти на Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод в Литве. Все это дело происходило довольно давно, в 2006 году, сразу после того, как польская компания Orlen приобрела акции НПЗ и ожидала одобрения транзакции Европейской комиссией.

Американские дипломаты утверждали, что Сечин запретил российской компании Транснефть поставлять на завод нефть, а в конце июля россияне сообщили, что на нефтепроводе «Дружба», по которому поставлялось сырье, произошла авария. Авария, хотя прошло больше шести лет, не устранена по сей день, и это подтверждает предположения о том, что прекращение поставок по самому дешевому пути было решением политическим.

Осенью 2010 года компания Orlen поручила банку Nomur оценить возможность и выгоду полной или частично продажи акций Мажейкяйского НПЗ. Отчет не был обнародован до сих пор, поскольку гипотетическими приобретателями могли бы стать исключительно российские нефтяные компании. Orlen инвестировал в Литве около 3,5 миллиардов долларов (покупка акций и стоимость модернизации НПЗ), при этом, по мнению экспертов нефтяного рынка, от продажи россиянам ему удалось бы сейчас получить не более одного миллиарда.

Похоже, что правительство Туска готово примириться с двухмиллиардным убытком, лишь бы только не требовать от россиян следовать принятым торговым практикам и не использовать поставки сырья в качестве политического инструмента. Гипотетической транзакцией одновременно обеспокоена Литва, правительство которой заключило в 2006 году соглашение с Польшей только для того, чтобы Мажейкяйский НПЗ не купили россияне. Если это произойдет сейчас, наши отношения с Литвой, и так по разным причинам складывающиеся не лучшим образом, ухудшатся еще больше. […]

В середине прошлого года произошло событие, которое ясно показало, какую позицию занимает Россия в европейской политике: завершилось строительство первой нитки газопровода «Северный поток», по которому из России в Германию пойдут миллиарды кубометров газа. Строительство первой нитки обошлось в 5,4 миллиарда евро, второй, запущенной недавно в эксплуатацию, - примерно в 11 миллиардов. Эта сумма примерно в десять раз превышает затраты, которые бы понадобились на модернизацию проходящего по польской территории отрезка газопровода Ямал-Европа, оценивавшиеся в 2 миллиарда долларов.

По первой нитке «Северного потока» Газпром сможет поставлять 27 миллиардов кубометров газа, и, в принципе, уже сейчас, на эти объемы у него есть покупатели. Это совершенно неудивительно, потому что членами возводившего газопровод консорциума были немецкие, французские и голландские компании, являющиеся крупными потребителями газа. С какой решимостью Россия и Германия готовили и осуществляли эту инвестицию видно по приглашенным в предприятие политикам. Достаточно упомянуть бывшего немецкого канцлера Герхарда Шредера или экс-премьера Финляндии Пааво Липпонена (Paavo Lipponen).

В марте прошлого года шведская газета Dagenes Nyheter, основываясь на материалах портала WikiLeaks, писала, что Россия, проталкивая идею строительства «Северного потока» использовала деньги, спецслужбы, политику и политиков, практически заставив Скандинавские страны не протестовать против этой инвестиции. Аналогичному давлению подверглись другие европейские страны, включая, к сожалению, Польшу. […]

Данная инвестиция выходит за границы права до такой степени, что на нее не распространяется так называемый Третий энергетический пакет ЕС, который вступил в силу в марте прошлого года и обязывает предоставлять доступ к трансграничным трубопроводам европейским компаниям, не являющихся их владельцами.

Согласно этим положениям Польше и России пришлось выбрать нового оператора для управления польским отрезком газопровода Ямал - Европа (Gaz-System), отстранив от управления прежнего (EuRoPol Gaz). Германию и Россию в качестве владельцев «Северного потока» эти нормы удивительным образом не касаются.

В свете представленных фактов подобная российско-немецкая «безнаказанность» во всех аспектах, связанных с «Северным потоком», не вызывает особенного удивления, а все действия, которые до сей поры предпринимали россияне и немцы, явственно указывают, что следующим шагом станет отказ от поставок газа в Германию через территорию Польши. Объемы продаж российского газа на европейские рынки падают и прежние транзитные мощности России уже не нужны, поэтому «Ямал» в ближайшие годы станет, по всей вероятности, газопроводом, по которому пойдет только пара миллиардов кубометров газа в Польшу.

Вокруг Европы сжимаются клещи: Россия сплотила вокруг себя уже столько сторонников строительства «Южного потока», что европейский проект Nabucco представляется уже как совершенно неэффективное с экономической точки зрения предприятие. Если мировые цены на газ и нефть будут удерживаться на прежнем уровне, Россия, и в этом нет никаких сомнений, продолжит без зазрения совести использовать поставки потребителям ЕС в качестве важного элемента своей европейской имперской политики.

Збигнев Кузьмюк, Nasz Dziennik

Апошнія навіны