Кристофер Смит: Мы серьезно настроены на изоляцию Лукашенко
- 16.02.2012, 17:23
В Конгрессе США прошло заседание Хельсинской комиссии, на котором обсуждалась ситуация в Беларуси.
На заседании выступили заместитель премьер-министра, Министр иностранных дел Ирландии, председатель ОБСЕ Эймон Гилмор и председатель Хельсинкской комиссии США Кристофер Смит. Приводим стенограмму с заседания (перевод — сайт charter97.org).
Из выступления Эймона Гилмора:
- Я бы хотел обратиться к некоторым актуальным вопросам в рамках ОБСЕ. Как я уже отмечал ранее, нам нужно решать конкретные проблемы в тех случаях, когда обязательства ОБСЕ не выполняются, и нам необходимо более серьезно работать со всеми государствами-участниками ОБСЕ для нормального выполнения этих обязательств.
Я бы хотел кратко рассказать о ситуации в Беларуси. Мы по-прежнему обеспокоены продолжающимися нарушениями прав человека. К сожалению, Беларусь не выполняет свои обязательства в рамках ОБСЕ, в стране преследуются правозащитники и ограничена свобода собраний.
Нет сомнений, что восстановление присутствия ОБСЕ в Беларуси в той или иной форме будет важным шагом в правильном направлении, и станет позитивным сигналом для международного сообщества. Мы будем открыты по отношению к белорусским властям во время всего срока нашего председательства в ОБСЕ.
Кристофер Смит:
- Председатель Гилмор, благодарю за отличное, всеобъемлющее выступление. Мои коллеги и я с нетерпением ждем Вашего руководства ОБСЕ. Уверен, что оно будет надежным и эффективным. Я бы хотел задать несколько вопросов.
Вы упомянули о Беларуси, мы посещали эту страну. Я и 11 моих коллег были в Беларуси несколько лет назад, у нас была встреча с Лукашенко. Она нас очень разочаровала. В основном говорил Лукашенко, и он ожидал, что мы будем просто слушать. Это было больше похоже на обличительную речь, чем на обсуждение.
Вы знаете, что в прошлом году 14 государств ОБСЕ согласовали Московский механизм. И я бы хотел знать, есть ли признаки того, что белорусские власти сделали что-нибудь для выполнения его рекомендаций.
И, во-вторых, хорошие новости. 3 января Президентом Обамой был подписан «Акт о демократии и правах человека в Беларуси». Он вновь подтверждает и расширяет ряд положений оригинального закона, который был принят в 2004 году.
И тот факт, что и в Европе, и в Соединенных Штатах есть списки белорусских чиновников и представителей спецслужб, которым отказано в получении виз, показывает, что мы серьезно настроены на изоляцию Лукашенко. Это очевидно, пока многие ваши и мои друзья находятся в лукашенковских тюрьмах.
Несколько месяцев назад появилась информация от одного из кандидатов в президенты Беларуси о пытках, жестоком обращении и унижениях, которым он и другие заключенные оппозиционеры, в том числе женщины, подвергались в тюрьме КГБ.
Он был одним из тех счастливчиков, кто вышел на свободу. Многие другие получили длительные тюремные сроки. Поэтому, возможно, нам стоит больше времени посвятить этой проблеме, и тогда мы сможем сделать больше для развития демократии и уважения прав человека в Беларуси.
И еще, я бы хотел добавить. Я подал документы для получения белорусской визы. Мне было отказано. Я бы хотел встретиться с Лукашенко еще раз, чтобы передать ему копию нашего законопроекта, а также, потом выступить на заседании Конгресса, чтобы еще раз рассказать о преследовании людей в Беларуси за их политические убеждения, за то, что они не согласны с его диктатурой.
Эймон Гилмор:
- Что касается Беларуси, то нет сомнений, что ситуация в области прав человека и основных свобод продолжает ухудшаться со времени президентских выборов, прошедших в 2010 году. Как вы заметили, был разработан «Московский механизм», но белорусские власти ничего не сделали для того, чтобы следовать принятым рекомендациям.
Миссия по наблюдению за выборами, которая была организована представительством БДИПЧ ОБСЕ, подвергла критике президентские выборы, которые прошли с нарушениями. Многие представители оппозиции и правозащитники были арестованы сразу после их окончания.
С тех пор стали намного сложнее условия для деятельности оппозиции из-за законов о запрете массовых собраний и запрете на поддержку деятельности партий и НПО из-за рубежа. Все это сопровождалось усилением преследования правозащитников.
Недавно я выступил с заявлением, выразив озабоченность по поводу случая с правозащитником Алесем Беляцким, чья апелляция приговора за уклонение от уплаты налогов по политически мотивированным обвинениям была отклонена. Беляцкий в настоящее время находится в тюрьме, где ему предстоит отбыть 4,5-летний срок.
Ирландия осуждает преследование оппозиции и правозащитных организаций в Беларуси. Я сожалею, что ситуация в Беларуси ухудшилась. Тем не менее, в качестве председателя ОБСЕ, мы должны быть открыты для белорусских властей.
И я мог бы добавить, что ситуация в Беларуси регулярно обсуждается в Совете Министров иностранных дел ЕС, который, очевидно, рассмотрит вопрос о санкциях и примет соответствующее решение по ним.
И, очевидно, мы, как государство-член Европейского Союза, будем действовать в соответствии с этим решением. Но в качестве председателя ОБСЕ, я считаю, очень важно, что мы остаемся открыты для Беларуси, что является важным для наших взаимоотношений. Надеюсь, что мы сможем использовать наши возможности, тем более, что стандарты, по которым мы действуем, были согласованы всеми странами-участниками, в том числе, и Беларусью.
Решения, которые принимает ОБСЕ, принимаются на основе консенсуса – это правило касается всех направлений, в том числе, и решений по Беларуси.