BE RU EN

Россия против Турции: Ресурсы сторон в новой гибридной войне

  • 27.11.2015, 12:48

Экономическая война Кремля против Турции больше ударит по России.

24 ноября Турция остудила пыл имперской политики России, сбив военный самолет, нарушивший воздушное пространство Турции. Официальная Анкара неоднократно предупреждала Москву, что не потерпит нарушений границы, как это уже происходило в октябре. Журналист liga.net Георгий Эрман попытался разобраться, что будет дальше.

Предыстория конфликта

Президент РФ Владимир Путин и президент Турции Реджеп Эрдоган пришли к власти почти одновременно после периода политической и экономической нестабильности в истории двух стран. На протяжении почти десятилетия отношения между двумя государствами укреплялись. За время пребывания Эрдогана при власти товарооборот Турции с Россией увеличился в пять раз, Росатом получил крупнейший за свою историю контракт на строительство АЭС Аккую в Турции стоимостью $20 млрд. Помимо этого обоих лидеров сближали неприятие западной модели либеральной демократии и стремление сосредоточить в своих руках как можно больше власти. И хотя Турция не является примером такого закручивания гаек, как Россия, в стране десятки оппозиционеров и журналистов остаются за решеткой.

Россия и Турция всегда стремились к расширению своего влияния в регионе. Камнем преткновения стала Сирия, где гражданская война продолжается с 2011 года. Турция вместе с Катаром и Саудовской Аравией поддерживает оппозицию, в том числе умеренных исламистов, воюющих с режимом Асада. Россия стремится сохранить традиционного союзника на Ближнем Востоке, поэтому заняла сторону Ирана и шиитской исламистской группировки Хезболла, которые поддерживают режим Башара Асада и доминирование близкой к шиитам конфессии алавитов в Сирии. Таким образом, Москва оказалась в конфликте на стороне шиитского блока, а ее действия были восприняты суннитскими Турцией и аравийскими монархиями как угроза.

Цель Турции - установление в Сирии власти умеренных исламистов, избежание развала страны и пресечение форм государственности алавитов и курдов, которые добиваются как минимум автономии в самой Турции. Всему этому мешает российская военная операция, которая отдалила падение Асада и увеличила поток беженцев из Сирии на фоне экономических трудностей. Последней каплей стали бомбардировки российской авиацией позиций сирийских туркменов.

Кто такие сирийские туркмены и почему Турция защищает «тюркский мир»

Туркменами называют тюркские народности Сирии и Ирака, которые сохранили широкие культурные связи с Турцией после распада Османской империи. В Сирии количество туркмен оценивается от 100 тысяч до 1,5 млн человек. После начала гражданской войны в Сирии они создали отряды самообороны - Сирийские туркменские бригады. Они прошли тренировки у спецподразделения турецкой армии «Коричневые береты» и ведут борьбу с армией Асада в провинциях Алеппо и Латакия. Повстанческая деятельность туркмен на севере прибрежной провинции Латакия фактически переросла в их войну с алавитами - конфессиональной группой, являющейся опорой Асада. Бои в этой провинции воспринимаются Россией как угроза, ведь идут близ российских военных баз. Для Турции туркмены являются одним из важных рычагов влияния в Сирии на так называемую умеренную оппозицию - сирийский туркмен Халед Ходжа является президентом коалиции сирийских оппозиционеров Сирийская национальная коалиция. Около 90 стран и организаций, включая США, ЕС, Лигу арабских государств признают эту структуру легитимным представителем сирийского народа.

Заседание военного совета сирийских туркменов (скриншот - Youtube)

Именно поэтому российские бомбардировки и наступление армии Асада в районе Алеппо, где живет немало туркмен, привели к конфликту с РФ. «В регионе Байырбуджак (населенном туркменами, - ред.) нет ни одного элемента Исламского государства, ни одного элемента терроризма. Никто не может оправдать нападения на Байырбуджак под видом борьбы с ИГ. Мы не можем закрывать глаза на то, что под видом борьбы с Исламским государством нападают на мирных жителей Байырбуджака», - заявил премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу после уничтожения 25 ноября российских самолета и вертолета.

Одновременно премьер намекнул, что у Москвы еще есть возможность сохранить дружественные отношения с Турцией. Однако Кремль в ответ сорвался к опробованной на постсоветском пространстве тактике экономических войн и торгового шантажа.

Экономическая война

После уничтожения Су-24 российский премьер Дмитрий Медведев заявил, что последствием произошедшего может стать отказ от совместных проектов с Турцией и потеря турецкими компаниями позиций на российском рынке. 26 ноября он сообщил, что санкции против Анкары введут в ближайшие дни, они будут предусматривать: приостановление программ экономического сотрудничества, ограничения по финансовым операциям, внешнеторговым сделкам, туризму, гуманитарным контактам, использованию турецкой рабочей силы, изменения по таможенным пошлинам - ввозным и вывозным, ограничения туристического потока, авиасообщения и морских перевозок. В тот же день министр экономики РФ Алексей Улюкаев заявил, что Россия отказывается от строительства газопровода Турецкий поток, который должен был по планам Газпрома лишить Украину роли транзитера газа. Улюкаев также сообщил об отказе от строительства АЭС Аккую на юге Турции, хотя в Росатоме будущее проекта еще не комментировали. АЭС строится под руководством российских специалистов - ввод в эксплуатацию был запланирован на 2022 год. В случае отказа от проекта, Росатом, владеющий 93% акций, понесет потери, ведь в строительство АЭС уже вложено $3 млрд.

1 декабря 2014 года. Пик партнерства РФ и Турции - Эрдоган и Путин объявляют о проекте Турецкого потока (фото - ЕРА)

Не меньший вред нанесет РФ ограничение торговых отношений. Взаимная торговля Турции и России в 2014 году составила $31 млрд, за девять месяцев 2015 года - $18 млрд. Экспорт Турции в РФ в 2014 году составил $6,7 млрд, импорт российской продукции - $25,5 млрд. Турция продает в РФ в основном продукцию растениеводства и текстиль, машины, а импортирует газ, нефть, нефтепродукты.

В частности Турция получает 55% газа из России. Пока не ясно, как Анкара попытается преодолеть эту энергетическую зависимость, но турецкие власти поспешили заверить граждан, что холодной зимы ожидать не стоит. Кроме того, Россия не может лишить себя выручки от турецкого газового рынка ($19,5 млрд за девять месяцев этого года), который является для нее вторым по значению после Германии. В крайнем случае, Турция может экспортировать сжиженный газ союзников - Катара или Азербайджана.

Намерены в РФ ударить и по турецкой легкой промышленности. Ассоциация текстильщиков России призвала граждан отказаться от закупки и ввести санкции против турецкой продукции. Россияне грозят, что в случае прекращения текстильного экспорта, турки потеряют 3% рабочих мест.

В то же время сворачивание импорта Россией турецкой сельхозпродукции в пользу Египта и Ирана может взвинтить цены на российском рынке. Турция с августа 2014 года была одним из основных поставщиков продуктов, попавших под путинское продуктовое эмбарго в отношении Запада. Кроме того, Анкара - второй импортер российского зерна, и если конфликт будет разрастаться, российских поставщиков могут сменить украинские.

Речь также идет о перекрытии потока российских туристов - в 2014 году 4,4 млн из 36,8 млн туристов посетивших Турцию были россиянами (12%). Росавиация 25 ноября заявила о намерении рекомендовать туроператорам не продавать путевок в страну. Авиасообщение с Турцией может быть полностью прекращено под предлогом того, что российские самолеты могут стать целями террористов ИГ. Из-за прекращения потока российских туристов, Турция может недополучить, по разным оценкам, $2-3 млрд. С другой стороны, Турция станет привлекательной для тех европейцев, которым соседство с россиянами не по вкусу.

В целом экономическая война Кремля против Турции больше ударит по самой России. В случае взаимного сокращения торговых связей, российские производители будут нести большие потери. В случае конфронтации с РФ Турция может закрыть черноморские проливы для российских военных кораблей. Это поставит под угрозу снабжение средиземноморской группировки РФ и баз в Сирии.

Возможен ли военный конфликт между РФ и Турцией

Как заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, Россия не собирается воевать с Турцией. В то же время Москва обвинила Анкару в том, что она якобы стала на сторону ИГ. И хотя воспринимать на веру любые российские заявления нельзя, прямое нападение на территорию Турции грозит РФ непредсказуемыми последствиями. Анкара является членом НАТО, обладает сильнейшей армией в регионе, ее Военно-морские силы в 4-5 раз мощнее Черноморского флота РФ.

После уничтожения Су-24 Россия перебросила в Сирию зенитные ракетные комплексы С-400. Поскольку у повстанцев или террористов Аль-Каиды, которые находятся в регионах, прилегающих к Латакии, нет самолетов, эти комплексы - угроза для турецкой авиации. Также в Москве приняли решение сопровождать полеты бомбардировщиков поддержкой ПВО и истребителей. В случае нарушения турецкой границы российскими ВВС, теперь можно ожидать и потерь среди турецких самолетов.

Эскалация конфликта возможна из-за стремления Анкары создать бесполетную зону на севере Сирии. В эту зону могли бы возвратиться сирийские беженцы, число которых достигло в Турции 2 млн, и здесь же хотят без угрозы российских бомбардировок действовать связанные с Турцией повстанцы. «Задача турецкой стороны состоит в создании бесполетной зоны глубиной 40-50 км между городами Мар'и и Джараблюс, то есть территории, которая была бы ограждена от ударов авиации РФ. Рассчитывать на ее легитимацию через Совбез ООН турки не могут из-за вероятного вето России и Китая. По этой причине бесполетная зона будет создаваться де-факто. Если данный план удастся реализовать, и Турция добьется создания буферной зоны на своей границе, то это будет содействовать возвращению на родину сирийских беженцев, а также позволит туркам эффективнее контролировать деятельность курдских повстанцев», - сказал ЛІГА.net эксперт по Ближнему Востоку Александр Мишин.

Кроме того, по его мнению, после уничтожения российского самолета выросла вероятность проведения сторонами конфликта наземных операций в Сирии. «Опасаясь возможных потерь самолетов в дальнейшем, Россия уже поставила на боевое дежурство у сирийского морского побережья крейсер Москва, оснащенный ЗРК Форт. Таким образом, противостояние между Турцией и Россией уже расширилось еще и на морскую акваторию. А значит, растет число аргументов в пользу того, что следующим логичным шагом в противоборстве могут быть наземные операции», - отметил Мишин.

Вектор ожесточения конфронтации в Сирии уже просматривается - 25 ноября на сирийской территории была уничтожена колонна с турецкой гуманитарной помощью, погибли семь турецких водителей. Кроме того, были нанесены ракетные удары по позициям сирийских туркмен в Латакии. Proxy war, опосредованная война с участием Турции и РФ на сирийской территории, приобретает новый размах.

Крейсер Москва, отправленный Россией на дежурство у сирийского побережья (фото - ЕРА)

Помимо этого Россия будет вести против Турции информационную войну, обвиняя в негласном сотрудничестве с Исламским государством и другими террористическими группировками. К Турции действительно есть ряд вопросов в отношении проникновения в Сирию новобранцев ИГ со всего мира и использования террористами турецкой банковской системы. Однако российские власти не могут внятно объяснить: почему даже после признания уничтожения авиалайнера А321 террористами Исламского государства, российская авиация бомбит в основном не их, а тех же туркмен; почему российский олигарх Кирсан Илюмжинов оказался посредником в в торговле нефтью между ИГ и режимом Асада, и попал под санкции США.

Кремлевские СМИ будут разжигать ненависть россиян к Турции и туркам, упоминая непростую историю отношений двух стран. Поэтому после 24 ноября любой турецкий гражданин в РФ является уязвимым. Также впервые за 20 лет на всех уровнях будет поднята тема геноцида армян. Еще этой весной российские власти мешали армянской общине заказывать бигборды на эту тему, а 25 ноября в Госдуме зарегистрировали законопроект об ответственности Турции за непризнание геноцида армян.

Российские спецслужбы могут предложить определенную помощь курдским повстанцам на территории Турции, которые также обвиняют Эрдогана в поддержке ИГ. Речь может идти о финансировании и поставках оружия. Зампредседателя комитета по международным делам Госдумы Леонид Калашников уже намекнул о готовности поддерживать Рабочую партию Курдистана. Впрочем, Турция в долгу не останется, уверен Александр Мишин - Анкара может усилить военное сотрудничество с Грузией и Азербайджаном, способствовать дестабилизации ситуации в Карабахе и на Северном Кавказе, используя культурную и религиозную близость с тюркскими народами РФ. «К примеру, Турция может поддержать запрещенную в России организацию Нурджулар, несмотря на конфликт ее лидера Фетхуллаха Гюлена с Эрдоганом. Организация имеет приверженцев в Дагестане, Татарстане, Омской области. Анкара содействует развитию секты, считая, что она может быть полезной в плане сбора информации в тюркских общинах РФ. Деятельность секты велась через преподавание в мусульманских лицеях Карачаево-Черкессии, Татарстана, Дагестана, Башкирии. Идеология базировалась на пантюркизме и панисламизме. Целями секты были вербовка граждан РФ в ряды боевиков на Северном Кавказе и инфильтрация в органы власти и силовые структуры. В России секта работала через Фонд Кавказ и еще ряд фирм. ФСБ очень активно боролась с ними с 2002 года, в 2008 году она была запрещена. Были случаи массового выдворения граждан Турции из России, в основном турецких преподавателей в лицеях», - отмечает эксперт.

Конфликт Эрдогана и Путина вкладывается в рамки политики расширения зон влияния, которые проводят обе страны в регионе, поэтому вряд ли стоит ожидать в ближайшие годы их примирения и возвращения к партнерским отношениям, существовавшим до военной операции РФ в Сирии. Агрессивная политика Путина также исключает возможность примирения со страной, которая кинула вызов России, - это сделает российского руководителя слабаком в глазах его почитателей. В то же время proxy war в Сирии будет способствовать ослаблению позиций обеих правящих режимов, уменьшению их ресурсов. Победителем в этом конфликте является Запад, так как Кремль лишился в лице Эрдогана партнера на Ближнем Востоке, который не поддерживал санкции, введенные против РФ.

Апошнія навіны