Валентин Стефанович: Политзаключенным амнистия «не светит»
- 28.05.2015, 22:22
Некоторые политзаключенные по статьям не годятся, а некоторые - по статусу - «злостные нарушители режима».
Александр Лукашенко подписал закон «Об амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», сообщает пресс-служба диктатора. Закон вступит в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев, передает «Радыё Свабода».
Документом определены категории подлежащих освобождению от наказания лиц, осужденных за преступления, не относящиеся к тяжким и особо тяжким (несовершеннолетние, беременные женщины, женщины и одинокие мужчины, имеющие детей в возрасте до восемнадцати лет, лица пенсионного возраста, инвалиды I и II групп, ветераны боевых действий, лица, получившие ранения в период прохождения службы, осуществления служебной деятельности, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также некоторые другие категории осужденных). Отдельным категориям осужденных, не подлежащих освобождению, предусматривается сокращение срока наказания на 1 год.
По мнению правозащитника Валентина Стефановича, белорусским политзаключенным эта амнистия «не светит»:
«Некоторые из них по статьям не годятся, а некоторые - по статусу «злостные нарушители режима». А Николай Дедок и Юрий Рубцов формально совершили преступления в период отбывания наказания, непогашенной судимости».
Предыдущая амнистия проводилась в 2014 году и была приурочена к 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Под ее действие попали 8073 осужденных, содержавшихся в местах лишения свободы. Почти 2,5 тысячам человек сократили срок наказания на год.
Под амнистию в июне 2014 году попал правозащитник Алесь Беляцкий, который отбывал наказание сроком 4,5 года за неуплату налогов. Правозащитник Валентин Стефанович пояснил, что в 2012 году амнистия на него не распространялась: ему могли снять один год, но формально у него был статус «злостного нарушителя режима». В 2014 году это было исключительно политическое решение. К тому же дисциплинарные взыскания были формально погашены. И в первый день амнистии Беляцкого освободили.
«При наличии политической воли властей Беларуси освободить политзаключенных несложно, если говорить об исключительно правовой стороне этого вопроса. Ведь все эти статусы как легко назначаются, так легко и снимаются. Могут освободить согласно указу Лукашенко о помиловании, как это было и в 2011 году, и в 2008 году - без всяких прошений люди освобождались. И для меня удивительно, что сейчас власти становятся в позу и говорят, что нужно личное прошение о помиловании каждого. Это все уже было, механизм был продемонстрирован. Лукашенко однажды проговорился, что ранее освобождал и без прошения, а теперь хочет, чтобы было с прошением. То есть «хочу - не хочу» - единственная причина, почему их не освобождают», - полагает правозащитник Валентин Стефанович.
Нынешняя амнистия - четырнадцатая по счету с 1991 года. По предварительным расчетам МВД, под амнистию подпадают около 8600 осужденных. Примерно 2200 человек могут быть освобождены из колоний, 715 - из исправительных учреждений открытого типа, 5685 - сняты с учета в уголовно-исполнительных инспекциях.